Содержание
-
Тема: «Профилактика жестокости в школьной среде. Работа педагога по выявлению школьного буллинга» Автор: Сушенцова Елена Михайловна, учитель начальных классов МАОУ «Щёлковская гимназия № 6» ГОЩ МОЩёлково, 2020 г.
-
Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство прежде всего тем, что школа – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов.
-
За последнее время в печати появился целый ряд сообщений о трагических случаях. Жертвами издевательств становятся ученики с умственными и физическими недостатками, нередки случаи самоубийств и даже убийств. Дети выбирают абсолютно любой признак, отличающий их от него.
-
Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента:
1. Преследователь (булли). 2. Жертва. 3. Наблюдатель.
-
Типичные черты учащихся, склонных становиться булли (по Д. Ольвеусу):
Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей. Они импульсивны и легко приходят в ярость. Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей. Они не испытывают сочувствия к своим жертвам. Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков.
-
Типичные черты жертвы буллинга:
Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы. Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение. Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве. Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками. Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.
-
Говоря о формах проявления буллинга, наиболее типичных для мальчиков и девочек, следует отметить, что если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки, подножки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами давления (распространение слухов, исключение из круга общения).
-
Формы буллингового поведения
-
Некоторые особенности поведения жертв буллинга:
притворяются больными, чтобы избежать похода в школу; боятся одни идти в школу и из школы, просят проводить их на уроки, опаздывают; поведение и темперамент меняются; явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;обнаружение рваной верхней одежды или поврежденных вещей; частые просьбы дать денег, воровство; снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям; постоянные ссадины, синяки и другие травмы; молчаливость, нежелание идти на разговор; как проявление крайней степени: суицид.
-
Мифы о буллинге:
Миф 1 - Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы. Миф 2 – Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только в классе у слабого учителя. Миф 3 - Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10 % учеников, во всяком случае, в начальном и среднем звене. Миф 4 – Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет. Миф 5 - Вызывать беспокойство у педколлектива должны только случаи физического насилия. Миф 6 - Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками.
-
Миф 7 - Жертвами буллинга становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками. Миф 8 - С фактами насилия можно справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору). Миф 9 - Заниматься проблемами детей-агрессоров нужно с помощью привлечения родителей. Миф 10 - Учитель должен справиться с фактами физического и эмоционального насилия в своем классе самостоятельно.
-
Школьный буллинг – явление системное и комплексное.Поэтому, кроме врачей, психиатров, психологов, которые занимаются, как правило, уже с теми детьми, которые подверглись травле и издевательствам со стороны своих сверстников и одноклассников, к изучению и профилактике этого явления должны, бесспорно, подключиться школьные учителя и социальные педагоги.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.