Содержание
-
Пакет материалов диагностики нарушений развития детей раннего возраста
Выполнила: Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька» Нищева С.А.
-
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время данные статистики свидетельствуют о неуклонном росте числа детей с нарушением здоровья. В связи с этим остро стоят вопросы организации медико-социальной помощи, создания условий для их психического развития и социальной адаптации. Своевременное выявление детей с нарушениями психического развития и предоставление им медико-психолого-педагогической помощи возможны в случае ранней диагностики и правильной организации процедуры обследования.
-
Анализ традиционных методик психолого-педагогического обследования детей раннего возраста позволил условно разделить их на три группы
Первая группа – методики для комплексного изучения психического развития детей путем оценки психологических достижений. «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни»/«Диагностика развития детей раннего возраста» (Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина); «Диагностика психологического возраста детей первых трех лет жизни. Методика «ЯСЛИ» (С.Б. Лазуренко); «Шкалы развития младенцев Н. Бейли». Вторая группа – методики, направленные на изучение качества и степени сложности предметных действий и/или процессуальной игры. «Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст» (Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова) и «Методика обследования уровня сформированности предметных действий у детей» (М.В. Браткова). К третьей группе отнесена методика оценки умственного развития ребенка раннего возраста. «Ранняя диагностика умственного развития» (Е.А. Стребелева).
-
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК
Первая группа методик «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни»/«Диагностика развития детей раннего возраста» (Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина) является качественно-количественной методикой. Вторая группа методик Методики этой группы позволяют подробно исследовать и дать заключение об уровне сформированности предметных действий и/или процессуальной игры детей раннего возраста. «Диагностика психического развития ребенка Младенческий и ранний возраст. Третья группа методик «Ранняя диагностика умственного развития» (Е.А. Стребелева). Это единственная российская методика, которая является надежным инструментом качественно-количественной оценки познавательного развития детей от двух до трех лет
-
Методики ранней диагностики и психологопедагогической помощи детям раннего возраста
«Ранняя диагностика умственного развития» Е.А. Стребелевой (1994), разработанная для выявления нарушений умственного развития у детей от 2 до 3 лет, методика изучения эмоциональной недостаточности ребенка младенческого и раннего возраста Е. Баенской и М.М. Либлинг (2001) позволяющая выявить группу риска в сфере эмоциональной недостаточности, методика обследования детей с нарушениями в сфере формирования движений О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеевой (2001), методика педагогического обследования слуха у детей первого года жизни Т.В. Пелымской и Н.Д. Шматко (2001), методика психолого-педагогической диагностики нарушений зрительного восприятия у детей И.И. Ильчиковой, М.Э. Вернадской, О.В. Парамей (2003), программа ранней логопедической диагностики Г.В. Чиркиной, Ю.А. Разенковой и др.
-
МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ (Стребелева Е.А.)
Данная методика позволяет определить основные параметры познавательного развития ребенка: принятиезадания(согласиеребенкавыполнитьпредложенноезадание независимооткачествавыполнения), способыего решения(самостоятельноевыполнение— выполнениес помощью взрослого, (если ребенок не может справиться сам) — выполнениезаданияпосле обучения), обучаемостьвовремядиагностическогообследования(видыпомощи; прямой показ и действие вместе с ребенком; показ с помощью жестов;выполнениеподражанияс помощьюречевой инструкции), отношениекрезультатусвоейдеятельности(заинтересованностьсвоей деятельностью и конечным результатом характерна для ребенка раннего возраста, безразличие к ним характерно для ребенка с нарушениями интеллекта).
-
Задания для обследования детей раннего возраста
Рассмотри некоторые из них.
-
Лови шарик
-
1балл-ребенокненачалсотрудничатьдажепослеобученияиведетсебянеадекватно(бросаетшарик, беретвротит.д.). 2балла-ребенокобучилсяиначалсотрудничать,пытаетсякатитьиловитьшарик,ноэто не всегдаудаетсяпрактически. 3балла-ребеноксамостоятельноначалсотрудничать,нопойматьшарикневсегдаудаетсяиз-замоторныхтрудностей;послеобучениярезультатположительный. 4балла-ребеноксразуначалсотрудничатьсовзрослым,успешноловитикатитшарик. Оценка результатов обследования :
-
Спрячь шарик
-
1балл-ребенокнепонялзадание,нестремитсякцели;послеобучениязаданиянепонял. 2балла-ребенокнепонялзадание;послеобучениястремитсякдостижениюцели, ноунегонетсоотносящихдействий;кконечномурезультатубезразличен;самостоятельнозадание не выполняет. 3балла - ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнениисоотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован врезультатесвоейдеятельности;после обучениязаданиевыполняет. 4балла - ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовалсоотносящиедействия; заинтересованвконечном результате. Оценка результатов обследования :
-
Разборка и складывание матрешки
-
1балл-ребенокненаучилсяскладыватьматрешку;послеобучениясамостоятельно действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает ее в руке ит.д. 2балла - ребенок выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого;самостоятельнозадание не выполняет. 3балла-ребенокпринялипонялзадание,новыполняетегопослепомощивзрослого(указательныйжестилиречеваяИнструкция);понимает,чтоконечныйрезультатдостигнут;после обучениясамостоятельноскладываетматрешку. 4балла - ребенок сразу принял и понял задание; выполняет его самостоятельно;отмечаетсяналичиесоотносящихдействий;заинтересован вконечномрезультате. Оценка результатов обследования :
-
Разборка и складывание пирамидки
-
1балл - ребенок действует неадекватно: даже после обучения пытается надетьколечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке ит.п. 2балла - ребенок принял задание; при сборке не учитывает размеры колец. Послеобучениянанизываетвсекольца,норазмерколецпо-прежнемунеучитывает;неопределенаведущаярука:нетсогласованностидействийобеихрук;кконечномурезультатусвоихдействийбезразличен. 3балла-ребеноксразупринимаетзадание,понимаетего,нонанизываетколечкинастерженьбезучетаихразмера;послеобучениязаданиевыполняетбезошибочно;определенаведущаярука,носогласованностьдействийрукневыражена;адекватнооцениваетрезультат. 4балла - ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетомразмеровколец;определенаведущаярука;имеетсячеткаясогласованностьдействийобеихрук;заинтересован вконечном результате. Оценка результатов обследования :
-
По результатамдиагностикидетей раннеговозрастаделятначетыре группы: Норма(IVгруппа) –34-40баллов; Группариска(IIIгруппа)–24–33балла; Группанеблагополучногоразвития(IIгруппа)–13–23балла; Группаглубокогонедоразвития(Iгруппа)– 10–12баллов.
-
Источники
1. Браткова М.В. Ранний возраст: пути коррекционной помощи по формированию предметных действий. М.: Парадигма, 2015. 2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: Науч.-метод. пособие. СПб: Каро, 2016. 72 Ранний возраст ДВ 2/2020 3. Лазуренко С.Б. Диагностика психологического возраста детей первых трех лет жизни. Методика «ЯСЛИ». М.: АдамантЪ, 2014. 4. Лазуренко С.Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте. Монография. М.: Логомаг, 2015. 5. Лехтман-Абрамович Р.Я. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем возрасте 4.Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 3-е изд., стер. –м.: Издательский центр «Академия», 2006. - 320 с. 2) Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. —2-е изд., перераб Р . и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.