Содержание
-
Диагностика и коррекция нарушений артикуляционной моторики
обследование артикуляционная гимнастика логопедический массаж
-
Содержание мастер-класса
Как выявить нарушения артикуляционной моторики? Приемы обследования Артикуляционная гимнастика «Во всем нужна сноровка, зарядка, тренировка…» Логопедический массаж
-
Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата
-
Обследование строения артикуляционного аппарата
губы челюсти прикус зубы язык нёбо
-
губы
тонкие толстые, малоподвижные укороченная верхняя губа неполное смыкание губ
-
челюсти
прогения: нижняя челюсть выдвигается вперед
-
прогнатия: верхняя челюсть выдвигается вперед
-
прикус в норме
-
открытый прикус
боковой прикус
-
зубы
мелкие крупные вне челюстной дуги и др.
-
язык
макроглоссия микроглоссия укороченная подъязычная связка
-
нёбо
«готическое», куполообразное, уплощенное
-
раздвоение маленького язычка (uvula)
-
Отклонения в строении артикуляционного аппарата выявляются визуально
-
Обследование подвижности артикуляционного аппарата
Кинестетическаяоснова речи – способность выполнить отдельные артикуляторные движения Кинетическаяоснова речи – способность выполнить серию артикуляторных движений
-
Кинестетическая основа речи
Задания для губ: вытянуть вперед, оскал, круговое движение губ, поднять верхнюю губу вверх, опустить нижнюю губу вниз Задания для языка: показать широкий язык, узкий язык, лакательные движения языком, пощелкать, присосать к нёбу, чтобы натянулась подъязычная связка Задания для нижней челюсти: рот широко открыть - закрыть
-
Кинетическая основа речи
Задания для губ: вытянуть губы вперёд, затем улыбнуться (У-И), поднять вверх верхнюю губу опустить вниз нижнюю губу опустить вниз верхнюю губу поднять вверх нижнюю губу
-
Задания для языка: открыть рот показать широкий язык поднять на верхнюю губу опустить на нижнюю губу убрать в рот закрыть рот открыть рот показать узкий язык вытянуть язык влево затем вправо убрать язык закрыть рот
-
Задания для языка: открыть рот показать широкий язык показать узкий язык открыть рот узким языком провести вкруговую по верхней и нижней губе по часовой стрелке затем в обратном направлении убрать язык закрыть рот
-
Задания для нижней челюсти: осторожно подвигать челюстью вправо – влево Задания для мягкого нёба: открыть рот положить язык на нижнюю губу покашлять с открытым ртом и с языком на нижней губе
-
Артикуляционная гимнастика
-
Артикуляция – это деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов
-
Артикуляционные фазы
Три части артикуляции звука: приступ (экскурсия) выдержка (средняя часть) отступ (рекурсия)
-
Пассивная артикуляционная гимнастика
применяется в тех случаях, когда ребенок не может сам выполнить заданные движения логопед воссоздает артикуляционные позы и движения при помощи механического воздействия на органы артикуляции
-
выполняется в три стадии: экскурсия – вход в артикуляционную позу выдержка – фиксация артикуляционного уклада рекурсия – выход из артикуляционного уклада
-
Развиваем мимические мышцы и губы
Поднять брови Закрыть один глаз, другой, оба сразу Опустить и поднять углы губ Оттягивать угол рта вправо, влево Наморщить нос, лоб Растянуть углы губ и собрать в трубочку Поднять верхнюю губу и опустить нижнюю
-
Развиваем нижнюю челюсть
Логопед открывает и закрывает рот ребенка. Открытие рта фиксируется под счет Выдвижение нижней челюсти вперед, затем движения влево –вправо. Поза фиксируется под счет
-
Развиваем язык
Захватить кончик языка платком и выполнять движения вверх-вниз и в стороны Шпателем удерживать язык за верхними зубами, на нижней губе, в углах рта
-
Активная артикуляционная гимнастика
система упражнений для органов артикуляции, проводятся по инструкции логопеда улучшает качество артикуляционных движений, вырабатывает тонкие дифференцированные движения формирует кинестетическую и кинетическую основу артикуляционных движений
-
Формирование кинестетической основы
Упражнения по определению положения губ Упражнения по определению положения кончика языка Упражнения по различению узкого и широкого кончика языка
-
Формирование кинетической основы
Статические упражнения Развитие динамической координации в процессе выполнения последовательных движений Развитие динамической координации в процессе выполнения одновременно организованных движений
-
Логопедический массаж
-
Определение:
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приёмов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека
-
ВАЖНО: Массаж не может быть универсальным методом преодоления артикуляторных нарушений.
-
противопоказания
Любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде Острые и хронические заболевания кожных покровов
-
приёмы
поглаживание растирание разминание вибрация
-
поглаживание
снижает мышечный тонус, успокаивает нервную систему Движения выполняются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не вызывает смещение кожи
-
растирание
нормализует тонус мышц и усиливает их сократительную способность Усилие больше, чем при поглаживании, вызывает смещение и растяжение массируемых тканей. Прием проводится подушечками пальцев
-
разминание
максимально активизирует работу мышц проводится путем сдвигания, растяжения, захватывания и разминания тканей
-
вибрация
Эффект зависит от интенсивности воздействия: слабое воздействие повышает тонус мышц, сильное – снижает тонус и возбудимость нервов
-
Выбор приемов
проводится дифференцированно в зависимости от тонуса мускулатуры
-
При гипотонусе
поглаживание растирание похлопывание легкая вибрация
-
При гипертонусе
поверхностное поглаживание сильная вибрация
-
Расслабление лицевой и губной мускулатуры
Направление движений От середины лба к вискам От середины лба к ушным раковинам От бровей до волосистой части головы От спинки носа к ушной раковине От середины верхней губы до ушных раковин
-
Направление движений От линии лба вниз через лицо к шее От мочек уха по щекам к крыльям носа От середины верхней губы на подбородок Поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (от середины лба)
-
Направление движений По верхней губе от угла рта к середине По нижней губе от угла рта к середине Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта Легкое постукивание губ
-
Расслабление мышц языка
Направление движений Вибрация двумя указательными пальцами под углами челюсти Похлопывание, поглаживание, вибрация языка деревянным шпателем (в течение 15 сек), который накладывается на кончик языка
-
Укрепление лицевой мускулатуры
Направление движений Поглаживание лба от середины к вискам Поглаживание шеи от носа к ушам и от подбородка к ушам Разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения указательным и средним пальцами от виска к подбородку)
-
Укрепление губной мускулатуры
Поглаживание, разминание, растирание, вибрация губ Направление движений От середины верхней губы к углам От середины нижней губы к углам Поглаживание носогубных складок к крыльям носа Пощипывание губ
-
Укрепление язычной мускулатуры
Массаж проводится шпателем или пальцами – легкие вибрирующие движения Направление движений От средней части к кончику языка (продольные мышцы языка) Ритмичное надавливание на язык (вертикальные мышцы языка) Поглаживание из стороны в сторону (поперечные мышцы языка)
-
Итог:
Массаж эффективен в преодолении многих расстройств артикуляции Применение массажа сокращает сроки преодоления этих расстройств в 3-4 раза Правильный подбор массажных комплексов позволяет быстрее нормализовать тонус мышц при гипо- и гипертонусе
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.