Содержание
-
Тема: «Диагностика образовательных результатов» Выполнила: Новожилова Инна Игоревна, методист МБУ ДО «Центр информационных технологий» г.Волхова
-
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных, а потому вызывает реальные затруднения педагогов. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего среднего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам. В силу индивидуального характера многих из них для каждой программы педагога необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи.
-
Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений. Под диагностированием понимается алгоритм действий педагогов-практиков для регулярно повторяющегося изучения с помощью специально разработанных и адаптированных (к данным условиям) методик изучения различных элементов педагогической системы, для анализа их состояния, тенденций развития и необходимой коррекции. В качестве стандарта для педагога дополнительного образования выступает образовательная программа, которая содержит в себе критериальное описание минимального уровня знаний, умений и навыков по определенному направлению. Три группы параметров, по которым эти достижения необходимо отслеживать: учебные, личностные, социально-педагогические.
-
Диагностика личностных достижений, обучающихся – наиболее трудный аспект педагогической деятельности. Анализ материалов педагогической диагностики позволяет: администрации ОУ: увидеть связь между деятельностью педагога и результатами его труда, выраженными в развитии учащихся; выявить способность педагога к самоанализу и самооценке, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательности к своей работе. педагогу: правильно поставить диагноз качества знаний, умений и навыков, определить уровень обучаемости детей, учесть их особенности; правильно выбрать методы и средства обучения таким образом, чтобы в ходе реализации образовательной программы максимально полно учитывались способности детей к её усвоению и применению; повысить воспитательную эффективность учебных занятий, так как правильный выбор методов и средств обучения способствует созданию благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе и целенаправленного управления психическим развитием детей. Опираясь на педагогические критерии, педагог через диагностирование определяет уровень развития ребенка, зону его ближайшего развития.
-
Функции педагогической диагностики 1. Выявление уровня подготовки учащихся. 2. Определение степени реализации образовательной программы. 3. Отслеживание динамики развития каждого обучающегося. 4. Целесообразная организация образовательного процесса. 5. Подбор индивидуального образовательного маршрута.
-
Этапы организации: - подготовительный: подготовка анкет, вопросников, схем, описания параметров, таблиц показателей; - организационный:определение и обсуждение механизма проведения диагностики; - обработка данных и их анализ; оформление результатов диагностики.
-
Этапы педагогической диагностики: Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся. В начале учебного года рекомендуется составить календарный план по диагностике на весь учебный год (Приложение 1). Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области (Приложение 2). Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения. Задачи: - прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе; - выбор уровня сложности программы, темпа обучения; - оценку дидактической и методической подготовленности. Методы проведения: - индивидуальная беседа; - тестирование; - наблюдение; - анкетирование.
-
Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания обучающегося, личностного развития, взаимоотношений в коллективе. Цель – отслеживание динамики развития каждого обучающегося, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции. Задачи: - оценка правильности выбора технологии и методики; - корректировка организации и содержания учебного процесса. Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и методистом образовательной организации. Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения обучающимися программы или ее этапа. Цель: подведение итогов освоения программы. Задачи: - анализ результатов обучения; - анализ действий педагога. Методы проведения итоговой диагностики: творческие задания; контрольные задания; тестирование; выставка работ.
-
Основные методы педагогической диагностики Важным профессиональным качеством педагога является умелое использование разнообразных диагностических методов личностного роста обучающегося. Эти методы могут быть прямыми и косвенными: к прямым методам относится опрос обучающихся путем анкетирования, индивидуальная беседа, тесты и т.д.; к косвенным методам относится наблюдение.
-
Основные методы педагогической диагностики: (В дополнительном образовании могут применяться следующие формы контроля освоения образовательных программ) Анкетирование Индивидуальная беседа Собеседование Учебное тестирование Наблюдение Викторина Контрольные упражнения Защита реферата Анализ и защита творческой работы
-
ФОРМЫ представления результатов диагностики Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся: дневник педагогических наблюдений; диагностические карты; зачетные и личные учебные книжки и т.д.
-
Формы, применяемые педагогами дополнительного образования в своей практической деятельности. Цветопись – самая распространенная форма, рекомендуемая психологами, при работе с обучающимися. Табель развития. Чаще всего используется для информирования родителей и включает следующие разделы: число пропущенных занятий, прилежность в выполнении заданий, успевание или отставание, недостатки обучающегося, требующие особого внимания. Диаграмма и график успеваемости. На основании данных диагностики выстраивается график, диаграмма, изображающая при помощи кривых и столбиков количественные показатели состояния чего-нибудь. Каждый столбик имитирует влияние отдельного фактора, сила (интенсивность) действия которого в данный момент отмечается точкой. Интенсивность влияния можно оценить в процентах (100% - максимальный показатель), при помощи пяти или даже трехбалльной шкалы – низкая, средняя, высокая.
-
Круговая диагностическая карта. Хорошую информативность обеспечивает круговая диагностическая карта. Это круг, разделенный радиусами на столько частей, сколько диагностируемых параметров. На радиусах откладываются критерии оценки – минимальная (низкий уровень) в центре, максимальная (высокий уровень) на дуге окружности. Круглый, приятный глазу профиль сигнализирует – все в порядке. Количество диагностируемых факторов обусловливаются потребностями и возможностями. Паспорт здоровья. В этом документе сфокусирована работа всего педагогического коллектива по привитию обучающемуся интереса к его здоровью. Главная задача такого паспорта - вывести каждую личность на программу самосовершенствования. Личная творческая карта. 1 страница - Фамилия, имя ребенка, дата рождения, наименование объединения, фамилия руководителя, дата начала и окончания обучения. 2 страница – данные диагностики, успехи, достижения в смотрах, выставках, соревнованиях.
-
Условия проведения диагностики Успешное проведение диагностики возможно при выполнении следующих условий: Четко определить цель диагностики. В соответствии с целью определить объекты диагностики. В соответствии с выделенными объектами подобрать систему конкретных методик. Определить условия их использования применительно к конкретному случаю. Как правило, диагностика должна проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. Выделить направления анализа получаемых данных. Изучать развитие всех обучающихся без исключения (желательно). Проводить диагностику систематически по каждому из параметров развития обучающихся (в случае невозможности проведения диагностики какого-либо обучающегося, например, из-за болезни или по другим причинам, провести ее в самое ближайшее время в максимально приближенных условиях, ни в коем случае не пропуская). Исследовать каждого обучающегося на протяжении всех лет его обучения (желательно). Изучать личность учащегося комплексно, то есть охватывать все основные стороны развития обучающихся.
-
Определить реальные достижения обучающегося с учетом его возраста, генетической предрасположенности, условий жизни и особенностей воспитания. Учесть, что результаты диагностики и возможности обучающегося могут не совпадать с диагностической нормой. Различные методики - лишь предварительная ориентировка в уровне развития. Оценивать результаты диагностики того или иного обучающегося путем их сопоставления с результатами предыдущих диагностических проверок того же учащегося, отслеживая характер и величину его продвижения в развитии. Оценивать усилия самого обучающегося в учебной деятельности и самовоспитании. У обучающихся, выявленных к отставанию, опережению в развитии или соответствию своему возрасту по тем или иным параметрам, определить индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для развития каждого. В ходе диагностики выявлять не только актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учитывать возможную “зону ближайшего развития”.
-
Основные правила проведения диагностики Необходимо установить контакт между педагогом и обучающимися. Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность обеспечивают взаимопонимание. Обследование проводится 15 - 30 минут (в зависимости от возраста и задач исследования). Испытуемые должны быть поставлены в одинаковые условия. Следует принимать обучающегося таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания. Необходимо хорошо продумать диагностическое обследование, точно запомнить инструкцию, подготовить наглядный материал (если он необходим), продумать его расположение, подготовить протоколы-бланки. Результаты обследования должны обязательно фиксироваться. Завершается диагностика тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффектную программу образовательного процесса.
-
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Диагностика – термин греческого происхождения (dia – между, сквозь, через и gnosis – знание). Это «особый вид познания, находящийся между научным знанием и опознанием единичного явления» (Н.К. Голубев, Б.П. Битинас). Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференцированного подхода к учащимся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия. Мониторинг – в переводе с английского означает постоянное слежение за состоянием и результатами какой-либо деятельности или объекта путем сбора, обработки и хранения оперативной информации. Педагогический мониторинг – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. (А.Н. Майоров) Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросом к определенной группе людей. Могут быть устные, письменные. Беседа – один из видов опроса, диалог по заранее разработанной программе (план, разработанный заранее и предполагающий определенные ответы). Результат – это любой итог деятельности. Он может быть, как положительным, так и отрицательным. Результативность – это качественная характеристика полученного результата с точки зрения достижения поставленной цели. Компетентность – приобретаемое в результате обучения новое качество, связанное со способностью на основе знаний, умений, опыта, ценностных ориентаций решать жизненно важные проблемы и задач
-
Лист общеучебных достижений учащегося Ф.И.О. ________________________________
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.