Содержание
-
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
(технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) в МОУ «БСОШ №1» г. Белокурихи Составитель: Зинова Е.А., учитель начальных классов г. Белокуриха,2013
-
Система оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школы, в частности, предполагает:
1. Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); 2. Использованиекритериальнойсистемы оценивания; 3. Использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе: как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения; субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки; интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения; оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения; разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
-
В основе системы оценки планируемых результатов лежит интеграция следующих образовательных технологий:
технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения, технологий, основанных на создании учебных ситуаций, технологий, основанных на реализации проектной деятельности, информационных и коммуникационных технологий обучения.
-
Система оценки знаний попредметам включает:
1. Внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая учениками, учителями, администрацией). 2. Внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами).
-
В системе оценивания в начальной школе используются:
- преимущественно внутренняяоценка, выставляемая педагогом, школой; внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах; - субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ, или тестов) процедуры и оценки; - оценивание достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения; - интегральная оценка, в том числе – портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценкаотдельных аспектов обучения.
-
Объектом оценки предметных результатов является: способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
-
В систему оценки предметных результатов входят:
Опорные знания по предметам Предметные действия
-
Источниками информации для оценивания достигаемыхобразовательных результатов служат:
работы учащихся индивидуальная и совместнаядеятельность учащихся; статистические данные; результаты тестирования
-
В системе проверочных и учебно-методических материалов выделяются следующие позиции:
1. Стартовая диагностика. 2. Систематизированное описание рекомендуемых учебных задач и ситуаций (по каждому предмету и для каждой дидактической линии) 3. Итоговые проверочные работы (на конец каждого класса)
-
МОУ «БСОШ №1» в определении системы оценивания планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) согласует требования ФГОС с рекомендациями, предложенными разработчиками Образовательных программ «Школа 2100» и «Школа России».
-
1. Цели оценочной деятельности в ОУ
Система оценки должна: Фиксировать цели оценочной деятельности: ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты), освоения содержания учебных предметов (предметные результаты); обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатовобразования (предметных, метапредметных и личностных); обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; обеспечивать возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, на отдельной параллели, на отдельной ступени обучения и в ОУ в целом. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
-
2. Формы и методы оценки
Приоритетными в диагностике становятся продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений Предметные диагностические работы Метапредметные диагностические работы ФГОС вводит диагностику результатов личностного развития
-
3. Комплексная оценка всех образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных).Все используемые средства, формы и методы должны обеспечить главное – комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Педагог сводит все данные диагностик впростые таблицы образовательных результатов.Они подготовлены авторами Образовательной системы «Школа 2100» и снабжены инструкциями по их ведению: когда, как и на основании чего заполнять таблицы, как интерпретировать и использовать результаты. Данные таблицы подходят для оценивания результатов деятельности обучающихся в начальной школе и по другим программам, в том числе и по программе «Школа России».Полученные результаты используются для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
-
4. Границы и рамки применения системы оценки.
1) постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному: «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» (обязательная часть) и «максимум» (часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя). 2) понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений. 3) использование двух средств: обучение самих учеников способам самостоятельного оценивания и фиксации своих результатов лишь при выборочном контроле учителя; внедрение новых форм отчёта учителя одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу. 4) ориентир на поддержание успешности и мотивации ученика. 5) обеспечение личной психологической безопасности ученика. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.
-
5. Опора на технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) разработана и апробирована авторами Образовательной системы «Школа 2100». Эта технология представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания и согласующихся с системой оценивания результатов ФГОС.
-
Первое правило. Что оцениваем?
Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатамиучеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика).
-
Второе правило. Кто оценивает?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
-
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания) 1. Какова была цель задания (задачи)? 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? 3. Правильно или с ошибкой? 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
-
Третье правило. Сколько ставить отметок?
По числу решённых задач.
-
Четвертое правило. Где накапливать отметки и оценки?
В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений»
-
Необходимы три группы таблиц: таблицы предметных результатов; таблицы метапредметныхрезультатов; таблицы личностныхнеперсонифицированных результатов по классу
-
Обязательно (минимум):
за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно), за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
-
По желанию и возможностям учителя (максимум):
за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
-
«Портфель достижений ученика»
– это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
-
Основные разделы «Портфеля достижений»:
показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам); показатели метапредметных результатов; показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
-
Пятое правило. Когда ставить отметки?
Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно
-
Шестое правило. По каким критериям оценивать?
По признакамтрёх уровней успешности: Необходимый уровень (базовый) Повышенный уровень (программный) Максимальныйуровень (необязательный)
-
Седьмое правило. Как определять итоговые оценки?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
-
6. Этапы и уровни использования системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС.
-
Первый этап. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.
Различие оценки и отметки. Самооценка. «Алгоритм самооценки». В 1 классе алгоритм состоит из четырёх вопросов: 1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.) 2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) 3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.) 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
-
Второй этап. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки.
Одна задача – одна оценка используется полностью. Таблицы результатов и «Портфель достижений» используется частично. Уровни успешности используется частично. Итоговые оценкииспользуется частично.
-
Третий этап. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.
Таблицы результатов и «Портфель достижений» используется уже не частично, а полностью. Право отказа от отметки и право пересдачи – новое правило, вводимое на этом этапе. Уровни успешности – используется уже не частично, а полностью. Итоговые оценки используется уже не частично, а полностью.
-
7. Стартовая оценка, текущая оценка, итоговая оценка.
-
7.1. Стартовая диагностика.
Предметная стартовая диагностика проводится с целью выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса; выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей. Частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы.
-
7.2. Текущая оценка
Наблюдение - метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений могут быть именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или аспектными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).
-
Для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии многих навыков учения, можно использовать метод наблюдений для изучения и фиксации следующих аспектов: – Приобретение знаний (фиксируется увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать знакомое). – Понимание (фиксируется умение ухватывать смысл, обсуждать и интерпретировать изученное). – Применение (фиксируется способность использовать изученное на практике или в иных целях). – Анализ (фиксируется умение вычленять знания или идеи, выделять отдельные компоненты, видеть связи, искать уникальные черты). – Синтез (фиксируется умение комбинировать, воссоздавать, развивать, создавать новое). – Оценка (фиксируется умение выдвигать суждения или заключения на основе выбранных критериев, стандартов, условий). – Диалектичность мышления (фиксируется умение рассматривать объект/явление/суждение и т.п. с разных точек зрения, понимать обе позиции, приводить аргументы, принимая возможность существование иной точки зрения). – Метазнание (фиксируется умение анализировать свой и чужой мыслительный процесс, задумываться о процессе познания).
-
Пользуясь методом наблюдений, можно фиксировать и оценивать многие аспекты формирования социальных навыков, например: способность принимать ответственность; способность уважать других; умение сотрудничать; умение участвовать в выработке общего решения; способность разрешать конфликты; способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
-
Метод наблюдений удобен и для оценки степени сформированности таких навыков поисковой и проектной деятельности, навыков работы с информацией, как умение формулировать вопрос, ставить проблему; умение вести наблюдение; умение спланировать работу, умение спланировать время; умение собрать данные; умение зафиксировать данные; умение упорядочить и организовать данные; умение проинтерпретировать данные; умение представить результаты или подготовленный продукт.
-
7.3. Четвертная оценка.
Пример четвертной оценки-характеристики: «За четверть (год) ученик _________(ФИ) ____ продемонстрировал владение всеми требуемыми умениями по предмету _______ (некоторыми – какими именно). Из них на необходимом уровне частично __, полностью ___, на программном уровне частично ____, полностью ____, на максимальном уровне _____. Особые успехи были отмечены по линии развития _________ (несколько раз демонстрировал максимальный уровень). Наибольшие затруднения вызывали задания, связанные с умением _________».
-
1-й шаг. За неделю до выставления четвертных отметок учитель предлагает ученикам самостоятельно подсчитать отметку. 2-й шаг. Учитель задаёт вопрос: «Всех ли устраивает та четвертная отметка, которая у вас сейчас получается?» 3-й шаг. Ученики, недовольные своим результатом, договариваются с учителем о сроках пересдачи своих худших результатов контрольной работы, чтобы улучшить свой средний балл. Если у ученика все задания контрольной работы успешно выполнены на необходимом уровне, он может выбрать задания повышенного уровня. 4-й шаг. После пересдачи учитель высчитывает средний балл и объявляет ученикам окончательные четвертные отметки. 5-й шаг. Эта отметка переносится в классный журнал.
-
7.4. Итоговая оценка за ступень начальной школы Итоговая оценка за ступень начальной школы это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:
1) комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» совокупность всех образовательных результатов); 2) результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач); 3) результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).
-
На основе трёх показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД:
-
На основании итоговой оценки может быть составлена характеристика ученика: 1. Основные образовательные достижения следующие: …. 2. К проблемным вопросам личностного развития можно отнести: … 3. Для решения проблем и новых задач на следующей ступени образования можно дать следующие психолого-педагогические рекомендации: …
-
8. Модель предметного мониторинга МОУ «БСОШ №1» на первой ступени начального общего образования.
-
-
Оценка результатов деятельности МОУ «БСОШ № 1»
Проводится на основе мониторинга образовательных достижений выпускников с учётом условий деятельности образовательного учреждения. Для проведения итоговых работ используется разработанный инструментарий, поэтому целесообразной формой является регулярный внутренний мониторинг результатов выполнения итоговых работ по четвертям учебного года: по итогам 1-й и 3-й четвертей отдельные работы по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру и английскому языку (английский язык во 2 -4 классах); по итогам 1-го и 2-го полугодия (2-й и 4-й четвертей) комплексная работа на межпредметной основе (математика, русский язык, чтение, окружающий мир) и отдельная работа по английскому языку (английский язык во 2 – 4 классах).
-
Осуществляется в ходе аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических работников ОУ. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом: результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального); условий реализации основной образовательной программы начального общего образования; особенностей контингента обучающихся.
-
Предметом оценки
в ходе данных процедур является также внутренняя оценочная деятельность образовательного учреждения и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников начальной школы.
-
Результативность
учебно-воспитательного процесса в МОУ «БСОШ № 1» определяется на основе отслеживания динамики показателей социальной успешности каждого ученика, учеников каждого класса, параллели и в целом по школе.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.