Содержание
-
Тема 2. Современные средства оценки результатов обучения Тихомирова Е.Л., к.п.н., доцент, декан факультета социальной работы, педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» pptcloud.ru
-
1. Планируемые результаты освоения ООП ООО
-
-
Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Развитие компетентности к обновлению компетенций Результаты освоения ООП ООО
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме Личностные результаты освоения ООП ООО
-
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории Метапредметные результаты освоения ООП ООО
-
Универсальные учебные действия
-
освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами Предметные результаты освоения ООП ООО
-
Планируемые результаты: специфика предметных результатов опорный учебный материал дополнение расширение углубление пропедевтика Учебные действия Учебный материал актуальные: исполнительская компетентность перспективные: зона ближайшего развития
-
2. Диагностика результатов освоения ООП ООО
-
Точное определение результатов педагогического процесса - диагностика Диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику педагогического процесса Диагностика результатов освоения ООП
-
контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование, выявление динамики, тенденций педагогического процесса Диагностика включает:
-
Контроль в обучении — это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков (формированием компетенций) Контроль обеспечивает получение информации о результате учебной деятельности обучаемых Контроль в обучении
-
устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний, получает сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого, понимает, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в обучающих целях В ходе контроля обучающий (учитель):
-
дает возможность получить информацию о своей учебной деятельности, помогает понять, каких успехов он добился в освоении знаний, и увидеть пробелы и недостатки в них, помогает быть дисциплинированным, развивать волевые качества Обучающемуся контроль:
-
индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью); систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение научающей, развивающей и воспитывающей функций контроля); всесторонностьконтроля (обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся); объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы); дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых); единство требований со стороны обучающих Требования к контролю:
-
предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль, отсроченный контроль Виды контроля
-
Составной частью контроля является проверка Проверка — система действий и операции для контроля за усвоением знаний, умений и навыков (овладением компетенциями) Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету Проверка результатов обучения
-
Оценка — это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков (сформированности компетенций) Количественным выражением оценки является отметка Отметка — это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков (компетенций) обучающихся в цифрах или баллах Оценка результатов обучения
-
Приоритет письменной формы оценки знаний над устной Суммирование результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке Использование индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обучении Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической пятибалльной шкалы в качестве основы Использование аутентичного оценивания Современные тенденции развития практики оценивания достижений учащихся
-
Тенденции изменений в системе оценки результатов обучения
-
Тенденции изменений в системе оценки результатов обучения
-
Современные средства оценивания результатов обучения
-
Открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур оценки для всех участников образовательного процесса – учеников, родителей, педагогов, специалистов, общественности Создание системы оценки достижений требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования Переориентация контроля на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях Стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников школ в системе внешнего контроля Введение, дополнительно к традиционным, новых форм, видов, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности школьников Основные принципы обновления системы контроля и оценки достижений школьников
-
3. Подходы к оценке образовательных результатов
-
-
Для отслеживания процесса достижения образовательных целей необходимы средства, дающие возможность проследить и оценить динамику процесса достижения целей Таким образом, возникает необходимость введения накопительной системы оценок: мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио Средства накопительной оценки результатов обучения
-
Средства накопительной оценки результатов обучения
Накопительные оценки позволяют обучающимся формировать положительное отношение к учебе, так как дают им возможность продемонстрировать то, как много они знают и умеют, а не их недостатки, что характерно для традиционных методов оценки Накопительные оценки делают процесс обучения более эффективным, особенно при правильно организованной и конструктивной обратной связи. При этом оценивать могут не только педагоги, но и родители, и, что самое важное, сам учащийся
-
Рейтинг учащегося - это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей Основной принцип рейтинга – ранжирование Рейтинговая система оценивания
-
Рейтинговая система оценивания
Конечная цель рейтинговой технологии – становление учащегося как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью Учащийся должен осознать себя субъектом учебного процесса
-
креативная (формирование творческого потенциала учащихся); рефлексивная (самооценка учебных и личностных достижений); стимулирующая (создание условий для развития активности и самостоятельности); диагностическая (получение информации об особенностях учебного процесса); коррекционная (корректировка влияний нововведений на развитие) Функции рейтинговой технологии:
-
модульная организация учебного процесса, постоянное отслеживание уровня знаний, многобалльное оценивание обученности учащихся Условия организации рейтинговой системы оценивания:
-
ЦЕЛЬ ФОРМА СРЕДСТВА МЕХАНИЗМ РЕЗУЛЬТАТ Оказание помощи ученику в развитии его способности анализировать собственную деятельность ПОРТФОЛИО Продукты образовательной деятельности ученика, представленные в разных формах Рефлексия собственной образовательной деятельности, образовательных результатов и личностных достижений Компетентность в сфере саморегуляции, самоорганизации. Адекватная самооценка АУТЕНТИЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
-
Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения Выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию Это своеобразный отчет по процессу обучения учащегося, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения Портфолио как средство накопительной оценки
-
Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету Интеграцию количественной и качественной оценок Смещение акцента с оценки на самооценку Что дает портфолио? Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
-
Традиционная структура портфолио
-
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования; 2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 3) индивидуальном прогрессев основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции По результатам накопленной оценки делаются выводы о:
-
Основные подходы к оценке образовательных достижений:
Критериально- ориентированный Ориентированный на индивидуальные нормы конкретного ученика Нормативно- ориентированный Результаты могут интерпретироваться двумя способами: 1) делается вывод о том, освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта или нет), 2) дается уровень или процент освоения проверяемого материала. В данном случае определяется уровень качественной, абсолютной успеваемости и степень обученности Результатом оценки является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с начальным стартовым уровнем ученика Учебные достижения отдельного ученика интерпретируется в зависимости от достижений всей совокупности учащихся, выше или ниже среднего показателя – нормы. Происходит распределение учащихся по рангам
-
4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО
-
1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; 3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатовосвоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна:
-
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна:
4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования; 5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения); 6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности образовательного учреждения и системы образования разного уровня
-
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; Особенностями системы оценки являются:
-
Особенностями системы оценки являются:
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.; использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений
-
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, оценки проектной деятельности обучающихся Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна включать описание организации и содержания:
-
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику 2. Оценивание является критериальным.Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты 3. Система оценивания строится на основе уровневого подхода к достижению планируемых результатов 4. Система оценивания способствует диагностике индивидуального прогресса обучающихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования 5. Оцениваться с помощью отметки могут толькорезультаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка 6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценкеивзаимооценке Система оценивания строится на основе следующих общих принципов:
-
учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешности собственной педагогической деятельности Система оценивания, направленная на получение информации, позволяет:
-
уровень сформированности предметных результатов; уровень сформированности универсальных учебных действий; образовательные достижения обучающихся; профессионально-педагогические достижения педагогов; состояние здоровья и физическое развитие обучающихся; адаптация обучающихся на новой ступени обучения; эффективность образовательного процесса; уровень воспитанности обучающихся В основе оценивания лежат следующие показатели:
-
Оценка личностных результатов учащихся осуществляется с помощью диагностики и портфолио Личностные результаты выпускников на ступени основного общего образования не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы Оценка личностных результатов
-
Предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: решение задач творческого и поискового характера; учебное проектирование; итоговые проверочные работы; комплексные работы на межпредметной основе; мониторинг сформированности основных учебных умений и др. Оценка метапредметных результатов
-
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам с учётом: - владения предметными понятиями и способами действия, - умения применять знания в новых условиях, - системности знаний Оценка предметных результатов
-
Оценка предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе итоговой аттестации Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися Итоговая оценка осуществляется в ходе ГИА
-
Мониторинг достижения предметных результатов предусматривает планируемый результат, который выражается в задаваемом уровне качественной успеваемости и достигнутом уровне, который может быть оценен как: Оптимальный уровень – 80-100%, Допустимый уровень – 60-80%, Критический уровень – 45-60%, Недопустимый уровень – до 45%
-
базовом, где очевиден способ решения, повышенном, в которых способ решения явно не задан и ученик должен продемонстрировать уровень самостоятельности в использовании изученного материала В соответствии с требованиями стандарта оценка достижений планируемых результатов осуществляется на 2 уровнях:
-
Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку опорный учебный материал Учебные действия Учебный материал актуальные: исполнительская компетентность Выпускник научится перспективные: зона ближайшего развития На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Выпускник научится» Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале Задания повышенного уровня Задания базового уровня Особое место занимают: Русский язык Математика УУД
-
Система оценки должна быть ориентирована на стимулирование обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной самооценке
-
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ К ТЕМЕ.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.