Содержание
-
ДИЗОРФОГРАФИЯ Подготовила учитель-логопед Колыванова Анна Владимировна ГБОУ «Лицей N507» г.Москвы
-
Дизорфография– стойкое и специфическое нарушение усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психологических функций. /И.В. Прищепова/
-
По мнению Л.Г. Парамоновой: «Основной причиной появления дизорфографии являются упущения дошкольного возраста, в котором детям, ввиду неоказания им своевременной коррекционно-профилактической помощи, не удалось полноценно пройти дограмматический период усвоения языка.
-
Принципы правописания в русском языке
Принцип первый – ФОНЕТИЧЕСКИЙ /кот, дым/ - «как слышу, так и пишу»
-
Принцип второй – МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ /шкафы - шкаф/ - каждая общая для родственных слов значимая часть пишется одинаково, независимо от особенностей звучания
-
Принцип третий - ТРАДИЦИОННЫЙ /жираф, шишка / «жи», «ши» - слова пишутся так, как писались когда-то раньше, без учета современного состояния языка
-
Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть «опасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово. Хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.
-
Наиболее частные дизорфографические проявления – это ошибки на правила начальной школы: - не усваивают написания ЧК, ЧН, СТН, ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА и т.д.; - правописание безударных гласных в корне; - ошибки в словах с непроверяемыми гласными; - написание большой буквы в словах; - написание разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака; - написание непроизносимой согласной, удвоенных согласных; - ошибки в приставках; - деление слова на слоги, разбор слова по составу; - ошибки выполнения звуко-буквенного анализа и фонетического разбора слов.
-
У школьников с дизорфографией недостаточно сформирован ряд неречевых психических функций: операционные компоненты словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, отвлечение, абстрагирование, классификация, систематизация), речеслуховая память. Выявляются также неустойчивость внимания (недостаточность его концентрации), трудности как переключения с одного вида деятельности на другой, так и выработки алгоритма орфографических действий.
-
Две группы детей с дизорфографией /А.Н. Корнев/
Первая группа – школьники, прошедшие коррекционный курс по преодолению дисграфии, преодолевшие дисграфические ошибки, при этом на первый план выступили стойкие орфографические ошибки.
-
Вторая группа – «благополучные» школьники, у которых к 3-му классу резко возрастало число орфографических ошибок и стойко сохранялось последующие несколько лет.
-
Количество ошибок у школьников в диктантах на конец уч. года (по И. В. Прищеповой)
-
Примерная схема обследования речи младших школьников 1. Анкетные данные 2. Данные анамнеза 3. Состояние импрессивной речи /пассивный словарный запас, логико-грамматические конструкции/
-
4. Состояние экспрессивной речи 4.1 Состояние звукопроизношения и просодики, слоговой структуры слова
-
4.2 Состояние активного словарного запаса 1) номинативный словарь по лексическим темам 2) умения называть действия по предъявленному предмету
-
3) умение подбирать определение к слову /море, дом, цветы/ 4) подбор синонимов /примчался, радостный, рыбачить/ 5) подбор антонимов /длинный, щедрый, выбегать, далеко/
-
6) умение объяснять значение слова /что такое? – пила, коробка, корзина; это какой? – рогатый, быстрый, старый; что значит? – шутить, оглядеться, шарить/
-
7) умение объяснять переносное значение слов в словосочетаниях, предложениях /золотые руки, светлая голова; На его лице была написана радость/
-
8) умение различать части речи /разложить карточки со словами на группы: машина, дружба, тарелка, фруктовый, служит, звонкий, пищит/
-
4.3 Состояние грамматического строя речи 4.3.1 Словоизменение 1) сущ. ед. и мн. числа /шар -.. , яблоко -.. , крыша -.., стог - …/ 2) использование предлогов /мяч на столе, под, над…/
-
3) согласование сущ. и прил. в роде и числе /синяя футболка, синие баклажаны, синий ремень, синее ведро/ 4) различение глаголов ед. и мн. числа наст. времени /девочка катается – девочки …/
-
5) различение глаголов совершенного и несовершенного вида /мальчик строит - построил/ 6) различение глаголов прошедшего времени по родам /мальчик упал – девочка упала – яблоко упало/
-
4.3.2 Словообразование 1) притяжательные прилагательные /чья/чье это? – голова лисицы, спицы бабушки, письмо Оли/ 2) название детенышей животных /коза - .., лягушка -.. , волк -… /
-
4.3.3 Усвоение грамматического значения слова и его связи с формальными признаками 1) определить род сущ. по конечной части слова /он, она, оно - …тон, …мо, …та/ 2) понимание грамматического значения суффиксов /объяснить значение слов: ЛАР, ЛАРИЩЕ, ЛАРЕНОК; лафит - лафитница/
-
4.3.4 Определение родственных слов и морфологический анализ слов 1) умение подбирать родственные слова /подобрать и записать: рыба, морской, красить/ 2) умение выбирать из группы слов родственные /ушел, подошел, шелк, пришел/
-
3) умение находить в словах общую морфему /послушать слова, сравнить их по значению и звучанию, выделить общую часть, объяснить ее значение: пришел-приехал, парты-столы, глазище-домище, книжка -книжный/ 4) морфологический анализ слов /книга, прекрасный, он, темно, перешел/ - использовать «памятки» для учащихся 2-3 кл.
-
4.4 Понимание и воспроизведение текста 1) пересказ 2) работа с деформированным текстом
-
5. Исследование зрительной и речеслуховой памяти 1) воспроизвести ряд геометрических фигур 2) воспроизвести ряд букв 3) запоминание слов («10 слов»)
-
6. Исследование фонематических процессов 1) имитация слогов с меняющимся ударением 2) определить ударный слог в серии слогов, назвать ударный гласный
-
3) определить ударный слог в слове, предварительно разделив слово на слоги /лесок, месяц, букет/ 4) задания на исследование фонематического слуха и звуко- слогового анализа и синтеза
-
7. Исследование общей моторики 8. Исследование пальцевой моторики 9. Исследование артикуляционной моторики 10. Исследование процесса письма 11. Исследование процесса чтения
-
12. Исследование орфографических знаний, умений и навыков 1) знание основных терминов /звук, буква, слог, слово, предложение/ 2) запоминание формулировок орфограмм
-
3) усвоение способов проверки орфограмм /прочитать слова, вставить пропущенные буквы, записать проверочные слова: м.ря, гру..ный/
-
4) умение соотносить написание и произношение слов /касса, широкий/ 5) нахождение в отдельных словах, тексте определенных сочетаний букв /прослушать, записать, выделить: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН/
-
Логопедическое заключение: 1) нарушения устной речи /структура речевого дефекта и клинические проявления речевой патологии/, 2) нарушения письменной речи, 3) характер и степень выраженности дизорфографии /нарушение ведущего принципа правописания/
-
Методика коррекции дизорфографии у младших школьников
1. Формирование гностико- практических функций - умение узнавать предметы по контурным линиям, пунктирным линиям, «зашумленные»
-
- ориентировка в схеме собственного тела, на листе бумаги, в малом и большом пространстве - конструирование и реконструирование изображений из палочек - умение конструировать и реконструировать буквы
-
- развитие восприятия и воспроизведения ритмов (простых, серии простых ритмов, акцентированных ритмов) - развитие умения запоминать и воспроизводить слова, предложения, короткие двустишья
-
2. Работа над ударением - повторить слоги с меняющимся ударением лА – ла ла – лА да-дА-да дА-да-да да-да-дА са-шО-ты сА-шо-ты са-шо-тЫ /упражнения как при диагностике/
-
3. Развитие языкового анализа, синтеза, представлений 1) анализ структуры предложения с опорой на схему 2) определение количества и последовательности слов в предложении
-
3) составление предложений из слов, данных вразбивку 4) умение определять количество слогов в словах с опорой на двигательный компонент
-
5) умение делить слова на слоги при их повторении 6) определение количества слогов в названиях картинок с помощь цифр /без проговаривания вслух/
-
7) умение выделять звук в словах, первый и последний звук в слове, количество звуков в слове, место звуков по отношению к другим /с опорой на вспомогательные средства, на проговаривание, в умственном плане/
-
4. Коррекция нарушений грамматического строя речи 1) развитие навыка словоизменения 2) развитие навыка словообразования
-
5. Обогащение и развитие лексики 1) номинативный, глагольный словарь, прилагательные 2) антонимы, синонимы 3) слова с переносным значением
-
Диктанты – одно из средств обучения/по О. В. Елецкой, Н. Ю. Горбачевской/
1) Зрительный предупредительный диктант – предлагаемый текст записан на доске, «ошибкоопасные места» выделены другим цветом; текст устно разбирается, стирается, записывается под диктовку
-
2) Слуховой предупредительный диктант – текст диктанта зачитывается целиком, затем отдельными предложениями; в каждом предложении учащиеся находят слова с определенной орфограммой, объясняя ее написание, затем записывают в тетрадь
-
3) Выборочный диктант – дает возможность за короткий срок написать наибольшее количество слов определенной грамматической категории или слов с соответствующей орфограммой. Сущность диктанта в том, что под диктовку записывается не весь текст, а только нужные слова.
-
4) Творческий диктант – вид упражнений, при котором ученики вставляют или заменяют определенные слова в предложенном тексте другими (например, заменить подчеркнутые в предложении слова синонимами)
-
5) Диктант - «молчанка» по картинкам – логопед молча показывает серию предметных картинок с изображенными на них предметами, названия которых объединены заданной темой; ученики молча записывают слова, обозначающие названия предметов, выполняют грамматическое задание (подчеркнуть гласные второго ряда, подчеркнуть и объяснить конкретную орфограмму и т.п.)
-
6.Интеграция сформированных психологических предпосылок к усвоению орфографии в процессе применения правил правописания 1) действие по алгоритму 2) объяснение правильности написаний орфограмм в комментированном письме и при самопроверке
-
3) постепенное увеличение нагрузки на школьника, ускорение темпа выполнения заданий 4) формирование самоконтроля 5) применение полученных навыков на уроках русского языка
-
Литература 1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод. рекомендаций – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 240 с. 2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письма. – СПб.: Речь, 2005. – 180 с. 3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5 - 6 классов. – М.: Школьная пресса, 2003. – 64 с. 4. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.Н. Яковлевой. –СПб.:Каро, 2007. – 208 с. 5. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. - СПб. : Каро, 2006. – 240 с. 6. Прокопьева Т.И. Методические рекомендации. ЧКИ, 2015 г.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.