Презентация на тему "Игры и упражнения, направленные на профилактику нарушений письма и чтения"

Презентация: Игры и упражнения, направленные на профилактику нарушений письма и чтения
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Игры и упражнения, направленные на профилактику нарушений письма и чтения" по педагогике, включающую в себя 30 слайдов. Скачать файл презентации 0.11 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    30
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Игры и упражнения, направленные на профилактику нарушений письма и чтения
    Слайд 1

    МАСТЕР-КЛАСС«Игры и упражнения, направленные на профилактику нарушений письма и чтения»

    Подготовила: учитель-логопед Пичугова О.В.

  • Слайд 2

    Самые распространенные ошибки, допускаемые обучающимися:

    - многочисленные пропуски букв, чаще гласных; - повторение одной и той же буквы («ПИРОП» вместо «пирог»); - замены букв («ЛУДИ» вместо «люди», «БЫРА» вместо «дыра»); - недописывание слов (слогов, букв), перестановка слогов («рабабан» вместо «барабан»), - ошибка в ударных слогах («СОДИК» вместо «садик»); - зеркальное написание букв; - отсутствие точки в конце предложения или потеря заглавной буквы в его начале; - затруднения в делении слов на слоги, постановке ударения, выполнении звукового разбора слов; - «корявый почерк», сползание букв со строки, разнородные по ширине и высоте буквы, различный наклон букв, колебание почерка.

  • Слайд 3

    ДИСГРАФИЯ

    - частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

  • Слайд 4

    ПРИЧИНЫ ДИСГРАФИИ

    Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития. К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

  • Слайд 5

    К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР. К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

  • Слайд 6

    ВИДЫ ДИСГРАФИИ:

    В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии: артикуляторно-акустическуюдисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия; акустическуюдисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания; дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза; аграмматическуюдисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи; оптическуюдисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

  • Слайд 7

    Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы. Современная классификация выделяет: I. Специфические нарушения письма 1. Дисграфии: 2. Дизорфографии: Морфологические дизорфографии. Синтаксические дизорфографии. II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

  • Слайд 8

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ.

  • Слайд 9

    РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

    При формировании навыков слогового анализа и синтеза работа начинается со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество). Затем опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных.

  • Слайд 10

    Учителю можно использовать для групповой и индивидуальной работы в классе следующие игры и упражнения:

    1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. 2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. 3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова). 4. Назвать гласные в слове. 5. Записать только гласные данного слова. 6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.

  • Слайд 11

    7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов. 8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру. 9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов. 10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его. 11. Выделить, объединить слоги в слове, предложении, прочитать полученное слово или предложение, (например,из первых слогов предложенных слов составить слова и объединить их в предложение: «улей», «домик», «машина», «луна», «жаба»). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа. 12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: __буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш. 13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка). 14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.

  • Слайд 12

    Игра «Отгадайте, кого я называю?»

    Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).

  • Слайд 13

    Игра «Перевёртыши»

    Цель: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов. Оборудование: карточки со слогами (4 – 6) каждому играющему. Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай, ка; вес, на; ка, мыш; бан, ка; ла, ска, ни, тка;ра. но; ка, кой.

  • Слайд 14

    Игра «Цепочка»

    Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).

  • Слайд 15

    Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

    Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления. Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух- и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

  • Слайд 16

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

  • Слайд 17

    При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину).

  • Слайд 18

    I этап — формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия. Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове. II этап — формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество. III этап — формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

  • Слайд 19

    При работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю включать в материал урока игры и задания на развитие фонематического слуха, которые могут проводиться на любом этапе урока.

  • Слайд 20

    Игра «У кого хороший слух?»

    Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове. Учитель показывает картинку и называет её. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют также.

  • Слайд 21

    Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

    Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук. Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали. Щёткой чищу я щенка, Щекочу ему бока Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага.

  • Слайд 22

    Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй».

    Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Свяжем мы из слов цепочку, Мяч не даст поставить точку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова).

  • Слайд 23

    Кроме игр, на уроке, да и дома можно использовать индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза:

    1. Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество. 2. Придумать слово с 4,5 звуками. 3. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков. 4. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются). 5. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. 6. Вставить пропущенные буквы в слова: ви..ка, ут..а, лу..а, б..нокль.

  • Слайд 24

    7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка). 8. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки. 9. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать. 10. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па-(пар), па-(парк), па-(паром), па-(паруса).

  • Слайд 25

    11. Подобрать слово с определенным количеством звуков. 12. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв: Ручка, рот, Уля, час, кот, Аня, роза, угол, чаша, каша, аист, рукав, улика, чехол, корка, астра

  • Слайд 26

    13. Преобразовать слова: а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех, осы-косы, луг-плуг; б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук -суп-сух — сох — сор — сыр — сын — сон; в) переставляя звуки: пила-липа, палка-лапка, кукла — кулак, волос-слово. 14. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира). 15. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом — мак — кот — топор — рука.

  • Слайд 27

    Игра в кубик.

    Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

  • Слайд 28

    17. Слово — загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т.д. например: п . . . . . . . . . . (простокваша). 18. Составить графическую схему предложения. 19. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, кот-ток, сор-рос, топ-пот. 20. Вписать буквы в кружки.Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).

  • Слайд 29

    21. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка). 22. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии. 23. Расставить картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Например: сом, косы, мак, топор, забор. 24. Какой звук убежал? Крот-рот, лампа-лапа, рамка-рама. 25. Найди общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна -дом.

  • Слайд 30

    Конечная цель работы учителя – формирование действий фонематического анализа в умственном плане: ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ, БЕЗ ПРОГОВАРИВАНИЯ.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке