Содержание
-
Методический семинар
Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как средство формирования глобального мышления учащихся. Ермакова Юлия Юрьевна, методист МБОУ СОШ №22
-
План семинара
1.Вводная часть. 2. Актуальность проблемы формирования глобального мышления учащихся. 3. Ролевая игра - дискуссия (императивный тип). 4. Технология дискуссии (из теории вопроса). 5. Работа в группах (разработка критериев оценки дискуссии, памятки для учащихся «Как изучать дополнительную литературу при подготовке к дискуссии»). 6. Заключительная часть.Рефлексия («мухомор»).
-
Общая цель школьного семинара: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов.
Частная цель: систематизировать знания педагогов о технологии дискуссии. Задачи: -сформировать представление педагогов о дискуссии как о технологии работы; -актуализировать необходимость применения дискуссионных форм обучения; -вовлечь педагогов в разработку критериев оценки дискуссии как формы работы; Форма проведения: императивная дискуссия. Участники семинара: педагоги.
-
«Все видят тактику, при помощи которой я вершу свои завоевания, но никто не замечает стратегию, из которой возникает победа.» Сунь–Цзы
-
Основные параметры глобального мышления, наполняющие и определяющие содержание современного образования
- целостное восприятие окружающего мира; - познание мира во взаимодействии всех его сторон; -утверждение в сознании подрастающего поколения приоритета общечеловеческих, общекультурных ценностей; - признание ценности, уникальности и неприкосновенности человеческой жизни; - отрицание принуждения как способа решения проблем; - открытость личности к новому, мобильность, преодоление стереотипов; - критичность и гибкость мышления; - толерантность.
-
Одной из ведущих педагогических идей в учебно-воспитательном процессе должна стать ориентация жизнедеятельности школы на выработку у учащихся позиции самостоятельного и ответственного принятия решения в условиях свободы выбора.
-
Основные пути формирования глобального мышления в современном школьном образовательном процессе : 1) углубление, расширение знаний по истории, географии, политике, культуре, экономике, экологии; 2) расширение понимания учащимися разнообразия национальных культур, знакомство с мировыми культурами и цивилизациями через содержание предметов истории, мировой художественной культуры, изучении иностранных языков; 3) системное изучение основных дисциплин школьного курса во взаимосвязи идей, понятий, явлений – установление межпредметных связей; 4) участие в кросс-культурных проектах; 5) применение в обучении развивающих проблемно-ориентированных технологий.
-
ДИСКУССИЯ (латин. discussio) - обсуждение какого-н. спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения. Дискуссия по вопросам литературной политики.)В педагогическом смысле – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений.
-
Основные характеристики учебной дискуссии:
– проблемность, противоречивость – актуальность, мотив - целенаправленность - диалогичность - рефлективность - самостоятельность
-
Основные ориентиры при выборе темы дискуссии
- соответствие темы (проблемы) дидактическим задачам - значение, своевременность, значимость для всех членов общества - подготовленность (моральная, эмоциональная, психологическая, знаниевая) участников дискуссии.
-
Процесс общения в ходе учебной дискуссии направлен на достижение учебных целей:
1) ознакомление с новым материалом через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний, углубленное усвоение, творческое переосмысление и даже контроль усвоения знаний 2) обучение взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности 3) освоение мыслительных умений (определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умения перерабатывать информацию для изложения)
-
Свернутые формы дискуссий
– симпозиум / конференция – круглый стол – беседа – заседание экспертной группы – форум – обсуждение – судебное заседание – обсуждение – дебаты
-
Три этапа дискуссии
подготовительный ход дискуссии этап подведения итогов
-
Приёмы введения в дискуссию
изложение проблемы или описание конкретного случая - ролевая игра - демонстрация кинофрагмента - обсуждение представленного наглядного материала (объекты, иллюстрации) - обсуждение текущих новостей
-
Стратегия учителя
1) воздерживаться от собственных суждений; 2) стимулировать продуктивность идей с помощью вопросов; 3) менять ход обсуждения с помощью вопросов или обобщенных суждений; 4) уточнять, пояснять высказывания учащихся с помощью вопросов, перефразирования; 5) не игнорировать ни одного вопроса и ответа; 6) давать время для обдумывания ответов; 7) наблюдать за соблюдением правил ведения дискуссии.
-
выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего); повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепалка между участниками. Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться. –Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. п.
-
Распределение ролей-функций в дискуссионной группе
– «Ведущий» (организатор) – его задача состоит в том, чтобы организовать обсуждение вопроса, проблемы, вовлечь в него всех членов группы. – «Аналитик» – задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки. – «Протоколист» – фиксирует все, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения именно он обычно выступает перед классом, чтобы представить мнение, позицию своей группы. – «Наблюдатель» – в его задачи входит оценка участия каждого члена группы на основе заданных учителем критериев.
-
РАБОТА В ГРУППАХРАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ ДИСКУССИИ, ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «Как изучать дополнительную литературу при подготовке к дискуссии»
-
Результаты работы группКРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДИСКУССИИ
Достижение поставленной цели Получение новых знаний Удовлетворенность учащихся результатами дискуссии Умение правильно, логично изложить свое и чужое мнение Умение пользоваться приемами доказательства и опровержения Активность, инициативность при обмене мнениями Коммуникативная культура Доля участия, роль каждого учащегося в дискуссии Соблюдение правил, регламента
-
Памятка учащемуся«Как изучать дополнительную литературу при подготовке к дискуссии»
А) прочитай предложенный учителем текст Б) определи противоречия В) выдели позицию автора по данному вопросу Г) определи свою позицию Д) сопоставь свою оценку с точкой зрения автора Е) если изучаешь несколько текстов, выполни шаги А-Д, затем сравни различные позиции Ж) подумай и реши какую позицию будешь отстаивать ты З) подбери аргументы, поддерживающие твою точку зрения в прочитанных текстах или в другой литературе
-
РЕФЛЕКСИЯ- Актуальна ли проблема семинара?- Было ли что-то новым лично для Вас? - Удовлетворены ли Вы содержанием семинара? - Удовлетворены ли Вы психологической атмосферой в группе?-Осталось ли что-то непонятным?-Охарактеризуйте сегодняшний семинар одним словом («хорошо», «плохо»)
-
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.