Содержание
-
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕН-НОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ШКОЛЬНИКОВ на уроках русского языка
-
Методологическая основа ЦРПС Принцип развития психических явлений «внешнее через внутреннее» Сергея Леонидовича Рубинштейна Формирование предметных компетенций должно происходить с учетом уже сложившихся в опыте ученика глубинных познавательных структур (познавательных стратегий)
-
С 2007 года осуществляется внедрение ЦРПС в практику работы школ Владимирской области (более 250 участников из 21 города). С 2010 года открыта областная экспериментальная площадка "Развитие познавательных стратегий школьников» под руководством Плигина Андрея Анатольевича.
-
С 1993 года А.А. Плигин ведет активную научно-исследовательскую деятельность в области педагогической психологии и педагогики, является автором множества статей, книг, научно-методических сборников, учебных пособий, монографий ("Личностно-ориентированное образование: история и практика", "Познавательные стратегии школьников"), а также создателем авторской концепции личностно-ориентированного образования, ядром которой является концепция и технология "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников" (ЦРПС).
-
Познавательная стратегия – искусство планирования, руководства, общий план действий, видение своих целей и средств их достижения.
-
Концепция и технология ЦРПС позволяет развить у школьников: 1) субъектность (самостоятельность и инициативу) 2) познавательные способности 3) управленческие и рефлексивные умения 4) умение учиться и обучаемость 5) интеллектуальные операции 6) предметные компетенции В данной образовательной модели предполагается передача управления учением «в руки ученика», он становится субъектом в образовательном процессе, в его руках находится осознанное управление деятельностью и собственным развитием.
-
Виды познавательных стратегий: Микростратегии – раскрывают взаимосвязь внутренних мыслительных операций (например, стратегия написания словарных слов, стратегия счета в уме) Макростратегии – раскрывают значимые взаимосвязи мыслительных операций с внешними элементами деятельности (например, стратегия решения задач, стратегия конспектирования текста)
-
Виды познавательных стратегий: Индивидуальные – состоят из элементов, характерных только для конкретного человека. Универсальные – состоят из элементов, свойственных большинству людей. Общеучебные – играющие роль в изучении любых школьных предметов. Специальные – относящиеся к какой-то конкретной области знаний.
-
Микростратегия написания словарных слов : услышал слово, написание которого необходимо проверить; проговорил несколько раз слово «про себя»; спросил себя, могут ли быть другие варианты; проговорил несколько вариантов слов; один из вариантов звучал красивее; написал понравившийся вариант.
-
Универсальная стратегия написания словарных слов: услышал слово, написание которого необходимо проверить; зрительно вспомнил образ слова; мысленно выделил фрагмент слова, требующий орфографической зоркости; зрительно создал возможные варианты написания; сравнил образы слов между собой; понял, что только один вариант сильно отличался от других и вызывал чувство знакомости; записал полученный вариант.
-
Общеучебные познавательные стратегии Специальные стратегии Стратегия чтения учебного текста Стратегия запоминания иностранных слов Стратегия определения понятия Стратегия анализа фрагмента поэтического произведения Стратегия подготовки к пересказу Стратегия запоминания исторических дат Стратегия конспектирования, реферирования Стратегия восприятия света и тени на рисунке Стратегия выполнения упражнений на воспроизводство Стратегия прогноза химических свойств соединений Стратегия решения типовых задач Стратегия создания поэтического текста
-
Методы анализа : составление вопросника/листа анализа стратегии; комментирование своих действий по ходу деятельности; наблюдение за деятельностью по специальному плану; анализ видеозаписи деятельности по специальному плану.
-
Методы развития : составление памятки/инструкции для воспроизведения шагов стратегии; разработку системы упражнений по развитию каждого шага стратегии (технологии самообучения); демонстрацию учителем шагов стратегии с комментариями к каждому шагу выполнения; прохождение шагов стратегии под руководством учителя с комментариями по ходу и последующим анализом процесса и результата; создание дидактической сказки для неявного развития стратегии; моделирование специального тренинга; моделирование образовательной технологии (урока, занятия, модуля, цикла уроков и занятий) междисциплинарной или предметной.
-
Преемственность развития общеучебных познавательных стратегий: усвоение понятия; смысловое чтение текста; пересказ; выполнение упражнения; решение задачи; усвоение теоретических знаний; выполнение контрольной работы; выполнение учебных тестов.
-
Схема урока целенаправленного развития познавательных стратегий Целеполагание учителем и учениками Актуализация опыта или проявление стратегии Обратная связь по содержанию Рефлексия стратегии Анализ эффективности стратегии, обобщение Развитие стратегии: замена элементов или целиком Опыт использования стратегии Итоговое обобщение и контроль
-
Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М: КСП+, 2003. - 432 с. Плигин А.А. Познавательные стратегии школьников. М., 2007. - 538 с. Плигин А.А. Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова? М: Айрис-Пресс, 2004. - 28 с. Плигин А.А., Максименко И.М. "Личностно-ориентированное обучение английскому языку". С-Пб: "Прайм-ЕВРОЗНАК", 2005. - 266 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.