Содержание
-
Духовно-нравственные основы процесса образования.
-
Цель и задачи лекции
Цель: Философское осмысление духовно-нравственных категорий образования Задачи: Раскрыть духовно-нравственные ориентиры современного общества. Исследовать философско-образовательные основы духовности. Обосновать совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие духовной культуры учителя.
-
Современное общество
«Деэтизация» современного общества. Идеология прагматизма. Отказ от учета особенностей собственной страны. Резкое снижение востребованности духовных устоев. Усиление социальной и психологической отчужденности. Утрата нравственных ориентиров. Имущественное неравенство. Усложнение криминогенной обстановки.
-
Духовность –
свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными «Духовность есть синтез высших нравственных качеств человека» (Васген, представитель церкви)
-
духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности; стремление к совершенствованию, высоте духа
-
Духовность, по мнению нейрофизиолога и философа П. Симонова, это «…степень представленности в структуре мотивов данной личности двух фундаментальных потребностей человека: потребности познания, не довольствующейся только ныне имеющимися знаниями, и социальной альтруистической потребности («для других»)
-
Высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. (психологический словарь) Духовность воспитать нельзя. Она взращивается через творческую деятельность субъекта, т.е. через развитие способности анализировать и моделировать себя в соответствии с высокими идеалами. В своем развитии духовность есть движение к целостности личности, к единству в нем истины, добра и красоты, что и составляет три лика культуры.
-
Говорят мудрецы:
Духовность есть основа всякого бытия, вечного и бессмертного. Духовность развивается на врожденном чувстве Веры. Высокая Духовность есть любовь ко всему Прекрасному. Любовь к высшей красоте способствует возвышению духовности. Интеллект, уравновешенный высокой духовностью, великая Мощь в Космосе. Распознавание и признание противоположений несравнимо способствует развитию духовности. Чтобы устремить Дух, надо изгнать ненужные мысли.
-
Нравственность –
внутренние, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами
-
НРАВСТВЕННОСТЬ ГЛОБАЛЬНАЯ –
общепланетарные нормы поведения людей независимо от их социальных, религиозных, расовых, национальных и других различий, регулирует межчеловеческие отношения и отношения между людьми в процессе их взаимодействия с природой, глобальная нравственность направлена на сохранение биосферы и человеческой цивилизации.
-
ОБРАЗОВАНИЕ –
Процесс и результат усвоения знаний, навыков, умений. Основной путь получения образования – обучение в системе различных учебных заведений. (Словарь методических терминов Э. Азимова, А. Щукина)
-
ОБРАЗОВАНИЕ –
процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. О. - необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры. Основной путь получения О. - обучение в различных учебных заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умственном развитии человека играют также самообразование, культурно-просветительская работа, участие в общественно-трудовой деятельности. (Большая советская энциклопедия)
-
Ш.А. Амонашвили
Ребенок проявляет хорошие качества – надо их закрепить. Ребенку не хватает каких-то хороших качеств – надо их взрастить. Какие-то качества в нем искажены – надо их выправить Ребенок набрал дурные качества – надо их отстранить от него
-
Михаил Пришвин
«Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня; я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше самого себя».
-
Вопросы к обсуждению
Величайшая миссия воспитания. Изменения в сфере образования. Дефицит нравственности как глобальны проблема. Школа – лестница духовного восхождения ребенка. Неповторимость каждого ребенка и сотрудничество на уроке. Развитие и обогащение духовного мира ученика. Творящее терпение учителя как основа развития ребенка. Доброречие и прекрасномыслие – основы образовательного процесса. Внеклассная и внешкольная работа как облагораживание среды ребенка. Учитель — духовный наставник, воспитатель сердца ребенка. Школа – хранительница национального духа и культуры. Как превзойти самих себя: совершенствовать свой внутренний мир, свою нравственность, свое профессиональное искусство.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.