Содержание
-
Принципы отбора природоведческих знаний
Принцип научности Основоположник чешский педагог Ян Амос Каменский(17 век) В отечественной дидактике Анна Платоновна Усова
-
Принцип научности предполагает:
-Показывать природу такой, какая она есть, без прибавлений -Знания должны быть основаны на таких науках, как: биология, астрономия, метеорология, химия, ,механика и др. Показывать единство организма и среды. В чем оно проявляется?
-
-Оно проявляется в приспособлении организма к среде обитания (приведите примеры) -Показывать сезонные приспособления к среде обитания(приведите примеры) -Давать знания о многообразии и единстве в мире природы(приведите примеры многообразия и единства в мире насекомых, птиц, зверей, рыб -Показывать положительную роль человека в преобразовании природы
-
Принцип энциклопедичности
-О чем можно прочитать в энциклопедии? (обо всем) Детям также даются знания из разных областей знаний: о неживой природе, о растениях, животных… -Проверьте наличие у Вас энциклопедичных знаний( за 1 минуту напишите 10 животных разных по внешнему виду ,образу жизни, среде обитания Вас можно поздравить?
-
Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний
-Например,не только даем знания о березе, но и воспитываем бережное и заботливое отношение к ней Принцип доступности(в младшем дошкольном возрасте знания на уровне представлений, а в старшем-на уровне понятий
-
Принцип системности
Что такое систематизация знаний? Это объединение знаний о предметах и явлениях путем установления существенных связей между ними Связи бывают простые и сложные Простые: временные -что когда бывает(лужи после дождя) Сложные: причинно-следственные. Это связи между объектами и средой обитания
-
Систематизация знаний в младшей группе (3-4 лет)
Программа «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Систематизация знаний на уровне представлений Знакомя с отдельными растениями и животными, каждый раз должна складываться простая система Например, горох, ноготки, герань-растения.У всех есть стебель, листья, цветки.Но горох растет на грядке, ноготки-на клумбе, а герань-в комнате. Воробей,кошка,рыбка-животные.У всех есть голова,туловище,органыпередвижения.Но воробей живет в воздухе и на земле-у него крылья и ноги,кошка живет на земле-у нее ноги,рыбка плавает в воде-у нее плавники
-
Даем представления о свойствах воды(льется,переливается,нагревается,охлаждается),песка,снега(холодный,от тепла тает) Учим отличать дерево от кустарника по количеству стволов и высоте Различать и называть по внешнему виду овощи и фрукты,ягоды(малина,смородина) Знакомить с одуванчиком, мать и мачехой Знакомим с комнатными растениями:герань,фикус Формируем представление: для роста растений нужны земля,воздух,вода.
-
Знакомить с аквариумными рыбками,волнистымипопугаями,канарейками Расширять представления о диких и домашних животных(корова,коза,лошадь,собака,кошка,медведь,лиса,белка,еж и др.) Знакомить с детенышами домашних животных, особенностями их поведения и питания Познакомить с лягушкой Формировать представление о птицах:ворона,голубь,синица,воробей,снегирь. Расширять представление о насекомых: бабочка,майский жук, божья коровка, стрекоза .Формируем представления о четырех сезонах, о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, о правилах поведения в природе(не рвать цветы,не ломать ветки,не трогать животных ВЫВОД: основной метод систематизации-наблюдения. Наблюдения кратковременные, часто повторяющиеся, выделяем до четырех ярких признаков,характерные части тела
-
Систематизация знаний в средней группе (4-5 лет)
Систематизация знаний на уровне простых обобщений. Расширять представления о природе. Рассказывать о свойствах песка, глины, камня Формируем обобщение-овощи, фрукты Например, овощи растут на грядке, в огороде, а фрукты -на дереве, в саду. Познакомить с грибами. .(маслята, опята, сыроежки и др.) Познакомить с жизненными формами растений: деревья, кустарники, травы Узнавать и называть 3-4 вида деревьев(елка, сосна, береза ,клен) Закрепить знания о комнатных растениях, познакомить с новыми: бальзамин, хлорофитум, бегония, примула и др., знакомить со способами ухода за ними. Дать знания об общих потребностях растений и животных. Познакомить с черепахой и ящерицей, внешним видом, передвижением Расширить представление о насекомых. Знать существенные признаки. Развивать умение замечать изменения в природе Рассказывать об охране растений и животных Формировать обобщение о двух сезонах. ВЫВОД: Основной метод систематизации- наблюдение. Наблюдение кратковременные, часто повторяющиеся, появляются длительные наблюдения
-
Систематизация знаний в старшей группе (5-6 лет)
Систематизация знаний на уровне более сложных обобщений и понятий. Формируем обобщение «Дикие и домашние животные» Выделяем существенные признаки: Домашние-1. живут рядом с человеком, человека не боятся 2.Человек создает все условия для жизни домашних животных (кормит,строит жилище…3.Приносят пользу 4.Попадая в природные условия чаще погибают
-
Дикие- 1.живут в естественных природных условиях,человека, как правило,боятся 2.Приспособились к жизни в природе 3.Приносят пользу природе (украшение, «санитары леса» 4.Можно одомашнивать,но сохраняют признаки диких животных (линяют,делают запасы, опасны…)
-
Формируем систему знаний о 4-х сезонах по 5-и направлениям,выделяя 7-8 признаков в каждом: А) неживая природа Б)растения разных экосистем В ) животные (звери,птицы,насекомые…) Г ) труд людей в городе и сельской местности Д) игры и развлечения детей по сезонам
-
Знакомим с растениями и животными разных климатических зон Познакомить со способами вегетативного размножения растений Формировать обобщение: съедобные и ядовитые грибы Познакомить с понятиями: «лес». «луг», «сад» Учить устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями Знать-человек- часть природы
-
Систематизация знаний в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Систематизация знаний на уровне обобщений и понятий Формировать понятие: лекарственные и ядовитые растения Формировать понятие: зимующие и перелетные птицы Хищные и мирные рыбы Понятие- живое, растения, животные Понимание-жизнь человека зависит от окружающей среды Знать 6-7 представителей разных биогеоценозов
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.