Содержание
-
«Труд детей в природе как средство экологического образования»
Михайлова Р.Р.
-
Труд - это одно из направлений экологической работы с детьми. Он формирует у них устойчивую потребность в практической деятельности в природе, деятельности, ориентированной на организацию ухода за живыми объектами, создание для них условий, максимально приближенных к удовлетворению всех морфофункциональных потребностей каждого конкретного живого организма.
-
Воспитательно-образовательное значение труда в природе
Т В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности.
-
В процессе труда в природе решаются следующие образовательные задачи: Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, Потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
-
Задачи трудовой деятельности в природе
1 младшая группа. 1. Содействовать интересу детей к объектам природы: уточнять представления детей о растениях, знакомить с животными и птицами на участке. 2. Учить детей различать и называть животных. 3. Учить вместе со взрослым заботиться о живых существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб.
-
2 младшая группа. 1. Формировать элементарные представления о некоторых растениях родного края. 2. Познакомить детей с названиями комнатных растений, имеющих ярко выраженные характерные признаки. 3. Учить различать и называть стебель, листья, цветок. 4. Показать, что для роста растения нужны земля, вода и воздух. 5. Расширять представления детей о том, что в аквариуме рыбки живут в воде, плавают, едят корм. 6. Учить помогать взрослым. 7. Воспитывать бережное отношение к природе. 8. Учить детей устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире. 9. Учить совместно со взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать растения. 10. Учить заботиться о чистоте помещения и участка.
-
Средняя группа. 1. Дать детям представление о приспособленности растений и животных к среде обитания. 2. Приобщать детей к уходу за комнатными растениями. 3. Дать представление о том, что растения - живые существа: для их роста и развития необходимы земля, вода, тепло, свет - эти условия им обеспечивает человек. 4. Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными. 5. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней: беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту на участке детского сада.
-
Старшая группа. 1. Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных; о том, что человек - часть природы. 2. Расширять и уточнять представления о растениях. 3. Познакомить с некоторыми способами вегетативного размножения комнатных растений: черенками, листьями, усами. 4. Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды, выявлять причины происходящих изменений (высохли листья - недостаточно воды, листья бледнеют - не хватает света, растение слабое и медленно растет - не хватает питательных веществ). 5. Формировать представления о зимующих и перелетных птицах. 6. Расширять представления об обитателях уголка природы, особенностях их содержания. 7. Воспитывать ответственность за обитателей уголка природы. 8. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. 9. Учить детей рассказывать о том, как ухаживать за обитателями живого уголка. 10. Учить детей делать выводы о том, как человек может беречь природу.
-
Подготовительная к школе группа. 1. Расширять представления детей о различных природных объектах. 2. Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растениях сада; о домашних животных, птицах. 3. Объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления. 4. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия. 5. Учить правильному поведению в природной среде. 6. Закладывать основы экологической культуры личности. 7. Способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой. 8. Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных. 9. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой, желание беречь природу. 10. Учить устанавливать связи между средой обитания и образом жизни животных. 11. Учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. 12. Продолжать учить ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
-
Формы организации труда в природе
Индивидуальные поручения Коллективный труд Дежурства
-
Индивидуальные поручения. Применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей - оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, исправить ошибки, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.
-
Коллективный труд. Используется со средней группы. Дает возможность максимально охватить всех детей в целях формирования у них трудовых умений и навыков. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Данная форма организации труда в природе имеет большое значение для формирования у детей личных качеств: умение работать сообща, договариваться, планировать деятельность, ответственность за результат общей деятельности.
-
Дежурства. Используется со второго полугодия средней группы. Дежурства позволяют совершенствовать трудовые умения и навыки, формировать общественные мотивы труда. Вместе с тем, в процессе дежурств у детей формируется ответственность за порученное дело.
-
Требования к организации труда
1. Труд в природе должен быть разнообразным по своему содержанию. Содержание труда в природе определяется для каждой возрастной группы программой. 2. Практические умения и навыки необходимо формировать в единстве со знаниями. 3. Конкретность и доступность ребенку цели и задач, содержания труда и способов его реализации. Это обеспечит осознанность дошкольниками выполнения трудовых операций. 4. Систематическое и постепенное усложнение трудовых умений и навыков. 5. Регулярность.
-
6. Физическая доступность трудовой операции (посильность труда). 7. Контроль за продолжительностью труда детей в природе. Дети младшего дошкольного возраста способны результативно осуществлять несложные трудовые операции в течение 5-7 минут, в средней группе - 10-15 минут, в старшем возрасте - 15-20 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда. 8. Орудия труда должны соответствовать возрасту детей по величине. Это обеспечит правильную позу ребенка в процессе труда. Но инвентарь должен быть настоящим, а не игрушечным. 9. Орудия труда и сам трудовой процесс должен быть безопасен жизни и здоровью детей.
-
Содержание труда в природе
1 младшая группа. На прогулке дети могут помочь взрослым убрать на дорожках осенние листья. В зимнее время их учат правильно обращаться с лопаткой, помогать в уборке снега. Взрослые в присутствии детей лепят несложные снежные фигурки, а затем вместе с детьми украшают их цветными льдинками. В уголке природы дети выполняют индивидуальные поручения педагога. Ухаживая за растениями, воспитатель называет свои действия, рассказывает, как надо поливать цветы, привлекает к этому детей, поощряет их желание помогать взрослым.
-
2 младшая группа. природа экологический труд воспитание На прогулке дети выполняют трудовые поручения под руководством взрослого или вместе с ним, при этом воспитатель должен поощрять те или иные трудовые действия детей, тем самым развивая у них желание трудиться. Можно организовать коллективный труд или труд по подгруппам. Следует учить детей трудиться рядом, не мешая друг другу. При наличии в детском саду огорода педагог показывает детям, как делают грядки. Предлагает им внимательно рассмотреть семена.
-
В осенний период педагог предлагает собрать листья в кучу, собрать крупные семена растений, выдернуть морковь. Работе на огороде должны предшествовать наблюдения за трудом взрослых и старших детей. В зимнее время дети вместе с воспитателем могут расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек. Взрослый возводит снежные постройки, а дети наблюдают за его работой и подвозят снег на санках. Затем все вместе украшают постройки. Учить детей мастерить снежные торты, пирожки, маленьких снеговиков.
-
В уголке природы воспитатель работает в присутствии детей и предлагает им индивидуальные поручения, состоящие из несложных действий (под присмотром взрослого покормить животное, полить цветок). Педагог показывает детям, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним. Необходимо учить их правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой. Следует развивать интерес к посадке растений: в присутствии детей взрослый пересаживает комнатные растения, комментируя свои действия.
-
Средняя группа. Зимой необходимо учить детей лепить снеговиков, проявлять самостоятельность и творчество. Следует привлекать детей к подкормке зимующих птиц; учить помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование, бережно к нему относиться; приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая).
-
В конце апреля можно предложить посеять семена гороха, а в начале мая сажать лук (дети делают лунки и кладут семена). Летом можно предложить прополоть лук под наблюдением воспитателя. Собирать природный материал для поделок.
-
В уголке природы дети участвуют в посильном труде по уходу за растениями, птицами, рыбами, учатся поливать растения, протирать большие листья, опрыскивать их, обрезать сухие листья, рыхлить землю в горшках и кисточкой чистить растения, вместе с педагогом подкармливать растения удобрением. Необходимо закреплять умение детей кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду и класть корм в кормушки (под наблюдением взрослого). Следует приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время.
-
Старшая группа. Закреплять привычку приводить в порядок инвентарь. На участке детского сада дети могут вместе с воспитателем перекопать землю для грядок и цветочных клумб; летом поливать, полоть, рыхлить растения; осенью собирать урожай. Осенью дети могут убирать ветки и сухие листья, совместно со взрослыми сажать кустарники.
-
Зимой вместе со взрослыми дети могут развешивать кормушки на участке детского сада, очищать от снега дорожки, для утепления корней деревьев подгрести к ним снег. Можно предложить детям помочь малышам в уборке снега на участке, и вместе со взрослыми соорудить постройки из снега, расчистить и залить дорожки для катания. Дети этого возраста могут сооружать постройки по представленным чертежам.
-
Весной дети могут перекопать грядки (вторично) после взрослого, посеять семена, высадить рассаду; летом прополоть грядки и цветники, помочь детям младшей группы. В уголке природы дети вместе со взрослым чистят клетки, моют поилки, меняют воду в аквариуме; могут готовить корм для животных, кормить рыбок, птиц, зверей. В летний период следует привлекать детей к заготовке корма для животных уголка природы. Дети пересаживают семена из грунта в цветочные горшки, ухаживают за срезанными цветами (смена воды, обрезка стебля), стоящими в вазе, за комнатными растениями.
-
Подготовительная к школе группа. В природе следует привлекать детей осенью к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы, сбору в кучи осенних листьев: зимой дети могут помочь взрослым сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и животных, сажать корнеплоды, делать снежные поделки; весной следует привлекать детей к посеву семян, летом - к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
-
Дети в этом возрасте могут выполнять длительные поручения: выращивать в горшке цветы в подарок, следить за клумбой, поддерживать чистоту и порядок на участке, готовить землю для посадки однолетних растений, сеять на огороде семена моркови и укропа. В уголке природы дети продолжают выполнять поручения, связанные с уходом за животными и растениями, выполнять обязанности дежурных.
-
Труд - это практический метод в экологической работе дошкольного образовательного учреждения. Формы организации труда и методика руководства им на протяжении дошкольного возраста усложняется. Усложнение определяется возрастными возможностями детей. Таким образом, труд в природе с детьми дошкольного возраста имеет большое воспитательное и образовательное значение. Выводы:
-
Список использованной литературы 1.Воспитание дошкольника в труде/под ред. В.Г.Нечаевой. М., 1983 2.Программа воспитания и обучения в детском саду./под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М., 2005 3.Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. М., 1983 4.Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок 5.Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. Нижний Новгород, 2005 6.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. М., 2005 7.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 2001 8.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.