Содержание
-
.
Название долгосрочного проекта: «Времена года»
-
Обоснование темы проекта «Времена года»
формы взаимодействия с семьёй Знакомство с семьёй (встречи-знакомства, анкетирование) Родительские собрания Индивидуальные и групповые консультации Информационные стенды (печатные материалы; фотоальбомы о деятельности детей во время пребывания в д/с) Организация выставок детского творчества Папка для родителей с индивидуальными рекомендациями по взаимодействию с ребёнком Дни открытых дверей Приглашение родителей на детские концерты и утренники
-
Планирование проекта
Тип проекта: познавательно – игровой Характер проекта: внутренний Продолжительность проекта: длительный (учебный год в cтаршей и подготовительной группе) Предмет исследования: сезонные изменения в природе Предполагаемый результат: Формирование у детей целостного образа окружающего мира в рамках проекта «ВРЕМЕНА ГОДА» Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной, продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности ребёнка. Создание продуктов детской творческой деятельности для итоговых мероприятий: * выставки детских работ (тематические рисунки, аппликации, коллективное конструирование по темам «Летний сад», «Русские народные сказки» и др. * индивидуальные книжки-раскраски «Времена года» *альбом «Мои впечатления» с рисунками детей по сказке «Матушка-Природа и её дети» Создание дидактических игр и пособий на тему «Времена года», рекомендаций по их использованию для родителей и специалистов детского сада. Итоговые мероприятия проекта - ноябрь -«Осеннее путешествие» конец февраля-«Как мы весну выручали» май- «Путешествие в сказку»
-
Цель проекта:
Расширить и закрепить знания детей о сезонах, умения и навыки, полученные детьми в соответствии с рекомендациями программы для старших дошкольников. Привлечь родителей к активной, систематической помощи детям в процессе их развития соответственно рекомендациям общеобразовательной программы для детей старшего дошкольного возраста.
-
Задачи проекта:
Дать детям знания, умения и навыки по всем разделам общеобразовательной программы в соответствии с рекомендациями для детей старшего дошкольного возраста. Вызвать у детей интерес и желание изучать сезонные изменения, взаимосвязь в явлениях живой и неживой природы, используя различные виды деятельности. Развивать творческие способности и креативные возможности каждого ребёнка с помощью формирования у детей практических навыков в развитии связной речи, умений по различным видам изодеятельности. Вызывать потребность внимательно и бережно относится к природе, развивая наблюдательность и интерес к окружающему, прививать чувство единения с природой, ответственности за свои поступки. Используя консультативно - рекомендательные мероприятия, вызвать у родителей желание принимать активное участие в педагогическом процессе.
-
Направления образовательной работы при реализации проекта
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
-
Содержание психолого-педагогической работы в рамках реализации проекта «Времена года»
*Физическое развитее Образовательная область«Здоровье» Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение дня, используя подвижные, спортивные, народные игры, подобранные в соответствии с сезоном. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Расширять представление о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье. Учить активному отдыху на природе. Образовательная область «Физическая культура» Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании Закреплять умение, проявляя творческие способности, придумывать варианты игр, учитывая сезонные возможности. Проводить физкультурные праздники, связывая их содержание с сезонными народными традициями.
-
*Познавательно- речевое развитие
Образовательная область «Познание» Сенсорное развитие Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств. Закреплять умение выделять характерные детали предметов и явлений в окружающем мире и природе. Сравнивать увиденное, анализировать , находя сходства и различия. Развитие психических функций Дальнейшее развитие всех видов восприятия. Формирование умения учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств. Совершенствование характера и способов обследования предметов, способности обобщать. Развитие всех видов внимания, памяти, творческого воображения, фантазии Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности На примере выполнения творческих работ с использованием различных видов и приёмов изо деятельности, конструирования из природного материала и разнообразного конструктора развивать умение видеть конструкцию предмета и видеть его основные части. Примером являются работы детей: «Ёлочные украшения», «Верба», «Подснежники». Закреплять навыки коллективной работы. Развивать умение создавать конструкции, объединяя общей темой. Примером являются работы детей: «Летний сад», «Памятники в тумане», «В феврале зима с весной встречаются впервой», «Космическое путешествие».
-
Проектная деятельность Развивать проектную деятельность всех видов:
В исследовательской проектной деятельности учить получать знания, используя различные источники информации( экспериментальная и исследовательская деятельность, печатные издания, фотоальбомы, иллюстрации и живописные полотна, аудио- и видеозаписи на тему «Времена года») Способствовать творческой проектной деятельности группового и индивидуального характера Развивать нормотворческую проектную деятельность, инициируя обсуждения детьми соответствующих проектных ситуаций («Прогулка по лесу», «Как мы выручим Весну» и др.) Помогать детям символически отображать ситуацию, проживать её основной смысл и выражать в образной форме (альбом с работами детей «Наши впечатления», самостоятельные рисунки ребёнка в книжке-раскраске-рассказке «Времена года») Формирование элементарных математических представлений Видеть составные части множества, в котором предметы отличаются определёнными признаками (год – времена года – месяцы) Используя количество месяце знакомить со счётом в пределах 20 Дать детям элементарные представления о времени (последовательность времён года, месяцев, дней недели, времени суток) Учить беречь время.
-
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Предметное и социальное окружение Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности в различные времена года(сельское хозяйство, специальный городской транспорт) Через экспериментирование и практическую деятельность познакомить детей с элементами профессиональной деятельности людей (проводить эксперименты, предложенные в «Экологических дневниках», фиксируя их результаты) Продолжать формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, музыка). Особое внимание уделять произведениям народного творчества, связанным с темой «Времена года. Быт и деятельность людей в разные времена года». Ознакомление с природой Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Расширить и уточнить знания детей о растениях луга, поля, леса. Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды, сезонные изменения в жизни растений. Расширять знания о животных, о зависимости их поведения от времени года и условий обитания. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Объяснять детям, что в природе всё взаимосвязано (исчезнут насекомые – опылители растений – растения не дадут семян и др.). Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих). Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Закрепить умение правильно вести себя в природе.
-
Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»
Развитие и коррекция всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза Продолжение автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Опираясь на художественно-литературный материал используемый в проекте «Времена года», продолжить работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи. Совершенствовать фонематический слух: умение выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов, подбирать слова на заданный звук Закрепление знаний признаков гласных и согласных звуков. Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных, умении дифференцировать по этим признакам. Формирование словаря Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем, соответствующих содержанию проекта«Времена года». Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Обогащать экспрессивную речь сложными словами, приставочными глаголами, относительными и притяжательными прилагательными, прилагательными с уменьшительно-ласкательными суффиксами, словами-антонимами и словами-синонимами. Используя примеры фольклора расширять представления о переносном значении слов и выражений(золотые руки, хитрая лиса и др.), активизировать их в речи детей.
-
Развитие связной речи и речевого общения со взрослыми и детьми
Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказываться, используя фразы, и делать простейшие выводы. Излагать свои мысли понятно для окружающих. Развивать умение содержательно и эмоционально излагать факты и события. Приучать к самостоятельным суждениям. Совершенствовать навыки ведения диалога. Используя игры и игровые приёмы по лексическим темам, разработанные в рамках проекта «Времена года», закреплять умения составлять описательные рассказы. Используя литературный материал и фольклор совершенствовать навыки пересказа и придумывания сказок. Опираясь на игры, игровые приёмы и пособия, разработанные для выполнения проекта «Времена года», совершенствовать у детей навык составления рассказов по картине и серии картин по заданному или коллективно составленному плану.
-
Совершенствование грамматического строя речи
Развивать и совершенствовать умение образовывать новые слова (существительные, прилагательные, глаголы) с помощью различных способов словообразования (книжка-игрушка и книжка-раскраска-рассказка «Времена года») Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Помогать строить сложноподчинённые предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, если и т.д.). Совершенствовать навык составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине, используя игры, игровые приёмы и пособия, разработанные к проекту «Времена года». Подготовка к обучению грамоте Учить узнавать знакомые буквы: в «зашумлённом»изображении, с недостающим элементами, различать правильное написание. Закреплять умение выкладывать буквы из палочек и др. материалов. Дать представление о предложении. Упражнять в составлении простых предложений, их членении на слова. Формировать умение делить слова на слоги и составлять слова из слогов. Совершенствовать умение детей «печатать» буквы, слоги, слова, предложения из знакомых букв.
-
Образовательная область «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРЕТУРЫ»
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений Развитие литературной речи Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса Формирование интереса и потребности в чтении Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе Пополнять литературный багаж произведениями народного и авторского творчества: сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях. Вызывать у детей желание самим заниматься литературным творчеством: придумыванием сказок, сочинением стихов , небольших рассказов и сценок-драматизаций.
-
* Художественно-эстетическое развитие
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» Развитие продуктивной деятельности Рисование Совершенствовать умение изображать предметы природы, окружающего мира по памяти и с натуры. Совершенствовать технику рисования с помощью различных приёмов, материалов и средств рисования. Учить замечать изменения цвета предметов в природе (например, созревание плодов, состояние погоды, период времени года и т.д.) Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений. Передавать в рисунках сюжеты народных сказок, авторских произведений. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей. Лепка Формировать умение использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приёмы лепки; передавать характерные движения человека и животного, создавать выразительные образы. Аппликация Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических фигур и растительных элементов; изображать птиц, животных по собственному замыслу и по мотивам народного искусства.
-
Развитие детского творчества
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведения искусства, художественно-творческой деятельности. Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепки и аппликации. Продолжать развивать коллективное творчество. Примером являются работы детей: «Летний сад», «Памятники в тумане», «В феврале зима с весной встречаются впервой», «Космическое путешествие». Приобщение к изобразительному искусству Расширять знания детей об изобразительном искусстве. Продолжать знакомить с произведениями живописи, связанными с природой, деятельностью людей, народным бытом и произведениями фольклора. Познакомить с историей и видами искусства(учить различать народное и профессиональное искусство) Расширять представления о разнообразии народного искусства, народных промыслов. Эстетическая развивающая среда Развивать стремление любоваться красотой природы и объектов окружающей среды: изделиями народных промыслов, архитектурными сооружениями. Привлекать детей к формированию тематических (отражение впечатлений по темам и литературным, живописным произведениям, входящим в проект «Времена года»)выставок в группе, детском саду и ДТЮ; организации игровых уголков, расположению материалов для самостоятельной творческой деятельности; созданию тематических фотоальбомов и альбомов с работами детей и т.п. Формировать умение эстетически оценивать окружающую среду; активно используя приобретённые навыки и умения в связной речи, высказывать оценочные суждения, обосновывать своё мнение.
-
Образовательная область «МУЗЫКА»
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству Дальнейшее формирование к слушанию музыки. Продолжать знакомства с произведениями композиторов и народного творчества . Совершенствовать умения петь естественным голосом, без крика и напряжения в доступном диапазоне. Развитие чистоты интонации, умение петь песни разного характера. Формирование чёткой дикции и правильной артикуляции. Совершенствовать умения согласовывать движения с музыкой, чётко воспринимая темп и ритм музыки. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами танцевальных и общеобразовательных движений. Продолжать знакомить с особенностями народных танцев, хороводов. Формировать умение подбирать мелодию на слух, играть знакомые пьесы в оркестре на различных детских музыкальных инструментах.
-
*Социально-личностное развитие
Образовательная область «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» Развитие игровой и театрализованной деятельность Используя варианты народных и сезонных развлечений учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры и игры с элементами соревнований. Совершенствовать у детей навыки игры в настольно-печатные игры. Учить самостоятельно придумывать новые варианты игры к уже знакомым играм по теме «Времена года». При этом продолжать развивать у детей психические функции корректируя и формируя правильную речь. Включая в тематику сюжетно-ролевых игр знания о сезонных изменениях в природе, деятельности людей в зависимости от времени года («Семья», «Путешественники», «Ателье», «Строители», «Школа») учить детей устанавливать правила игры, распределять роли, доводить игру до логического конца. Вводить в игру знания о быте людей в разные исторические периоды («Горница», «В гостях у бабушки Матрёны») Стимулируя творческие способности детей во время театрализованных игр учить как с помощью взрослых, так и самостоятельно подбирать атрибуты для реализации поставленной цели. Развивать желание использовать в играх знание произведений фольклорного и художественно-литературного творчества, связанных с народными традициями и сезонными изменениями в природе и жизни людей. Формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности, чувств принадлежности к мировому сообществу Знакомя детей с особенностями природы родного края, деятельности людей, народными традициями углублять и уточнять представления о Родине – России. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Рассказывая детям о том, что Земля – наш общий дом приучать к бережному отношению к природе. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное относиться к взрослым.
-
Образовательная область «ТРУД»
Развитие трудовой деятельности Продолжать закреплять умение самостоятельно наводить порядок на участке детского сада, соответственно сезонным проявлениям в природе и жизни людей (опавшие листья, снег, мусор; украшение участка к празднику). Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе. Закреплять умение создавать поделки из природного материала, принимая участие в его заготовке (сбор шишек, желудей и т.д.) Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, стремление быть полезным окружающим. Расширять представления детей о труде взрослых, его значении для общества. Относиться с уважением к людям труду. Образовательная область «БЕЗОПАСНОСТЬ» Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способа поведения в них. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование предпосылок экологического сознания.
-
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ C УЧЁТОМ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА «ВРЕМЕНА ГОДА»
ЗДОРОВЬЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ТРУД ПОЗНАНИЕ КОММУНИКАЦИЯ МУЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Организация работы по теме проекта
Анализ знаний, умений, навыков детей для подведения итогов по выполнению цели и задач, запланированных в проекте, (промежуточный и заключительный этап мониторинга). II этап Совместное составление перспективного тематического планирования для реализации проекта («системная паутинка» ) IIIэтап Анализ знаний, умений, навыков детей в соответствии с требованиями программ (первый этап мониторинга). По результатам мониторинга выбор темы, цели и задач проекта. I этап
-
«СИСТЕМНАЯ ПАУТИнка
ЧТО МЫ ЗНАЕМ ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА? ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ? ЧТО НУЖНО ДЛЯ ЭТОГО СДЕЛАТЬ?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.