Содержание
-
Экологическое воспитаниедошкольников Выполнила воспитатель МБДОУ №48: Рыжкова А. И. г. Майкопа
-
Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В.Сухомлинский
-
Дошкольный возраст закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру; развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
-
Дошкольный возраст В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
-
«Программа воспитания в детском саду”ставит следующие задачи экологического воспитания 2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы. 1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
-
Главная цель экологического воспитания формирование у дошкольников основ экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.
-
Задачи проекта формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника развитие познавательного интереса к миру природы, чувства эмпатии к объектам природы; формирование первоначального умения и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
-
Направления в экологической деятельности ребенка познавательный (формирование представлений о мире природы), перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе) практический(формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).
-
Основными требованиями к созданию экологической развивающей предметной среды в группе: Безопасность жизни и здоровья детей. Развивающий характер среды, обеспечение зоны ближайшего развития ребёнка и возникновения познавательных интересов, волевых качеств, чувств и эмоций у детей. Информативность (разнообразие, богатство объектов живой природы, дидактического и наглядного материала, использование информационных средств (аудио, видео, компьютерной техники и пр.), что способствует удовлетворению познавательных способностей детей). Новизна (включение новых элементов среды повышает познавательный интерес). Эстетика организации среды. Животные и растительные объекты должны быть неприхотливы с точки зрения их содержания и ухода.
-
Экологическое пространство группы включает в себя следующие элементы: комнатные растения, растительные объекты, объекты животного мира, лабораторный материал, календарь природы, макеты, музейные и коллекционные материалы, полка книг, модели, схемы и другой дидактический материал,
-
Изобразительная деятельность Эксперименты Экологическая культура Чтение Наблюдения Физическая деятельность Игровая деятельность Музыкальная деятельность Трудовая деятельность Конструирование Театральная деятельность Воспитание экологической культуры через разные виды деятельности ребёнка
-
Наблюдение Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.
-
Наблюдение Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода. Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни.
-
Циклы наблюдений за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь); за аквариумными рыбками (октябрь - ноябрь); за елью, ночным небом (декабрь); за зимующими птицами на участке и птицей в клетке (январь - февраль); за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль - март); за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке (апрель - май); за божьей коровкой (в весенне-летнее время).
-
Уголок природы Цель создания уголка природы в группе – способствовать развитию ребёнка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности, научить детей экологически целесообразному образу жизни. – продолжать работу по углублению и обобщению знаний о растениях и животных (особенностях внешнего вида, размножении и т.п.). - Учить ответственно относится к природе, понимать её законы.
-
Уголок природы включает: комнатные растения, мини огород, аквариум, клетка с морской свинкой, природный материал, художественная литература, календарь природы, макеты: “Лесная поляна”, “Домашний двор”. Ежедневно дети дежурят в уголке природы по два человека. Один ребёнок ухаживает за комнатными растениями, а другой кормит морскую свинку, рыбок. Вместе с воспитателем чистят клетку и аквариум. Дети самостоятельно распределяют между собой обязанности. Они с удовольствием дежурят в уголке природы и относятся к работе ответственно.
-
Календарь природы Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы. Вместе с воспитателем дети ежедневно беседуют об изменениях погоды, выясняют, почему они происходят. В подготовительной к школе группе дети отмечают особенности погоды условными знаками. Работа с календарём развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников; - заполненный календарь природы (не менее трёх месяцев) отражает сезонные изменения природы, её экологическую закономерность – зависимость состояния растений и животных от факторов неживой природы. Страницы календаря представленные одновременно, - это наглядно-образная модель изменяющейся природы, которая позволяет формировать у старших дошкольников динамические, обобщённые представления о сезоне, помогает им понять закономерный характер изменений природы в каждый сезон. Ведение календаря природы развивает у детей наблюдательность, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.
-
Календарь природы Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.
-
Календарь природы В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета. Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни. Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.
-
Забота о комнатных растениях. Дети подготовительной к школе группы продолжают учиться определять состояние комнатных растений, обеспечивать им необходимый уход. Педагог, в беседах с детьми, углубляет и закрепляет знания дошкольников о разнообразии растений на земле. В нашем уголке природы очень много комнатных растений, а именно: зигокактус, сансевиерия, монстера, агава, роза, узамбарская фиалка, спатифиллум, толстянка, хатиора, циперус, фикус, папартник, цикломен, хризантема, аспидистра, бегония. В уголке природы комнатные растения находятся в двух зонах: в одной зоне находятся растения в данный момент цветущие, а в другой – не цветущие в данное время. Это делается для того, чтобы дети оценивали особенную красоту цветущих растений, прихотливо относились к ним во время ухаживания за ними, т.к. они требуют более внимательного отношения к себе.
-
Забота о комнатных растениях Уход за комнатными растениями способствует эколого-эстетическому развитию ребёнка. Мы постарались создать такие условия (разнообразие комнатных растений по происхождению, по разнообразию семейств, по размеру), чтобы дети видели красоту растений, разнообразие их красок и форм, предпочтение живым растениям перед искусственными. У детей формируются нравственные качества, т.е. регулярное ухаживание, умение сохранить окружающую красоту природы.
-
Мини огород. Вместе с детьми выращиваем в группе лук, овёс для морской свинки. Для этого используем удобный лоток с отдельными стаканчиками для рассады. Посадку производим на занятиях, где каждому ребёнку даётся свой стаканчик. Это удобно тем, что задействован каждый ребёнок. Наблюдая за рассадой, дети знакомятся с основными этапами роста и развития растений, закрепляют знания об их строении, способах ухода за ними. Во время наблюдений за ростом рассады дети отражают происходящие изменения в своих рисунках. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка. Дети ведут наблюдения, у них возникают вопросы, на которые они получают ответы.
-
Аквариум оказывает релаксационное воздействие на детей, привлекает их внимание, даёт воспитателю возможность организовать интересные наблюдения за обитателями этого маленького водоёма, их особенностями, сформировать у ребёнка чувство ответственности за других существ, показать красоту и разнообразие, хрупкость существования подводного мира.
-
Аквариум Аквариум рассматривается как экосистема. На его примере мы показываем детям наиболее простые связи живых организмов между собой и со средой обитания. Наблюдения проводятся в течение длительного времени. Дети знакомятся, с особенностями аквариума, где есть грунт, камешки. Рыбам и растениям нужен свет, вода не должна быть очень холодной. В цикл наблюдений, который мы проводим с детьми, входит отдельное подробное рассматривание каждого компонента, который входит в аквариум и его значение.
-
Действия с природным материалом В данном месте дети индивидуально занимаются с природным материалом: изготовляют поделки. Весь природный материал: жёлуди, разнообразные семечки (арбуза, дыни, хурмы), скорлупа грецких орехов и фисташек, ракушки, шишки, семена. Листья дети собирают сами и приносят в группу, засушивают их, а затем используют в своих творческих работах. В свободное от занятий время дети изготовляют из природного материала поделки.
-
Экскурсии Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы. Мы с детьми ходим на экскурсии в парк, на речку. Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.
-
Акции "Зеленая елочка - живая иголочка" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. День воды, День Земли. День птиц
-
Экологические игры Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегали к помощи сказочного героя - Гриба-лесовика, в наряд которого переодевался педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением.
-
Исследовательская деятельность Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов: А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
-
Исследовательская деятельность Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство). .
-
Исследовательская деятельность Обычно проект состоит из трех основных этапов: 1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. 2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы. 3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач
-
Исследовательская деятельность Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности в “Лаборатории природы”. Детям задаю вопросы: “Какой песок легче – сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде – камень, песок или дерево?”, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты.
-
Экологический проект Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. В проекте могут участвовать дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.
-
Сроки проведения экологического проекта - не менее года, так как ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни изучаемого объекта в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, например в августе - сентябре, октябре - ноябре, марте - апреле (в разных регионах это время приходится на разные месяцы). Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы.
-
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
-
Формы работы с родителями ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы и т. д. ); организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника); ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее); туристические походы на природу, соревнования “Папа, мама, я – здоровая семья” и т.д.
-
Работа с родителями 1. В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам "Помогите синицам", "Птицы и люди", "Они остались зимовать, мы им будем помогать". 2. Ежегодно нужно проводить экологический праздник "День птиц". В программе праздника - конкурс "Лучший домик для птиц"; выставки "Корм для разных птиц", "Лесная столовая", "Чей корм вкуснее". Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет. В помощь родителям оформляется "Экологический стенд", где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
-
Книги Детская литература помогает закрепить у детей те знания, которые они получают на занятиях по экологии и то, что они не могут увидеть сами (например, как выводятся лягушки и т.д.). В таких случаях на помощь приходит детская литература, в которой поэтапно показано в красочных иллюстрациях. В нашем уголке природы такая литература выставляется не вся сразу, а периодично меняется. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др.
-
Очень любят малыши сказки. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам более по душе волшебные сказки. В младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи-потешки, стихи-небывальщины. Задача приобщения ребенка к красоте природы через изображение растений, животных.
-
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
-
Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
-
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ: • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; • сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы; • сформированы начала экологической культуры детей; • дети получают практические знания по охране природы; • развиваются речевые навыки детей; • дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.