Содержание
-
Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.(комплекс занятий)
Из опыта работы педагога-психолога Тумановой Н.В. МКДОУ №53. 2020 г.
-
Вопросы освещения.
Актуальность проведения данных занятий. Основные принципы при организации занятий. Диагностический инструментарий. Методы и приемы используемые на занятиях. Конспект одного занятия. Результаты. Трудности. Литература.
-
1. Актуальность проведения.
Дети с проблемами в психофизиологическом развитии (д/з заикание, ЗРР, ФФНР, ТНР, ОНР, ЗПР, РАС, УО). Необходимость коррекционно-развивающих занятий для детей с трудностями в поведении (капризы, агрессия, упрямство, тревожность, замкнутость, необщительность). Л.С.Выготский«Аффект рождает интеллект» - акцент на эмоциональном аспекте развития личности, ставя его в приоритет, решаем многие задачи на перспективу. ( положительный эмоциональный фон настроения, повышение мотивации к любому виду деятельности, развитие коммуникации)
-
Поставленные задачи: улучшения адаптации детей, улучшение эмоционального фона (поднятие настроения), развитие коммуникативных навыков, обучение распознаванию собственных эмоций и эмоций других людей, развитие эмпатии. Количество занятий -7 ; 1 раз в неделю; 3 старшие группы.Сайт - https://pptcloud.ru/tumanova-natalya-vasilevna.
-
2.Основные условия при организации занятий:
Количество человек не больше 8-10 чел. «Включенность» воспитателя, как участника занятий. Наличие комфортного пространства (группа, кабинет психолога), Материально-техническое, музыкальное, наглядно-дидактическое оформление (ковер, аудио-записи, раздаточный материал, плакат «Эмоции», ватманы, маркеры, цветные карандаши и т.д.). Комплексный подход в к-р работе взаимодействие с родителями, педагогами
-
3. Диагностический инструментарий.
Скрининговое обследование симптомов расстройств поведения и эмоций у детей на основе оценки воспитателя и наблюдений педагога-психолога. Симптомы, расстройства: негативизм, упрямство, демонстративность, агрессивность, конфликтность, вспыльчивость, обидчивость и т.д.- (24). Романов А.А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста.-М. «Плэйт», 2003 г. Новая папка\диагностика Романова.docx
-
4. Методы и приемы используемые на занятиях.
Методы: игры на снятие тревожности, скованности, зажатости; игровые этюды; игровые упражнения; арт-терапия; создание ситуации успеха и эмоционального творческого раскрепощения; поощрение; убеждение; наблюдение; диагностика; Приемы: визуальный и тактильный контакт; групповая поддержка; показ; присоединение; похвала; подбадривание; эмоциональное «заражение»; проявление искренней заинтересованности; имитация.
-
5.Занятие №1. Вводное.
Задачи: 1.Установление контакта. 2.Снятие психического эмоционального напряжения. 3. Создание доверительного, позитивного эмоционального фона. Методическое обеспечение: Игровой персонаж (игрушка), мяч, атрибуты для игры «Светофор» - три палочки с цветами светофора, в виде флажков, кругов, ладошек, музыка.
-
Занятие №1 (продолжение).
Ход. Психолог (от имени игрушки): «Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться! Меня зовут (имя), я пришел к вам с предложением поиграть?! Согласны?! Садимся на поезд! Поехали!» Психолог с воспитателем держатся за руки, имитируя поезд, дети внутри круга. Двигаются вперёд под музыку. «Первая полянка. Знакомство» Упражнение «Мяч в кругу» - передают мяч, смотрят в глаза и называют своё имя. Далее- цвет, любимое животное. Психолог: «Едем дальше. Вторая полянка» Игра «Светофор» (или «Соковыжималка»). «Светофор» - дети хаотично перемещаются по группе, на показанный знак светофора, выполняют оговоренные движения. Красный- стоять, жёлтый- идти, зелёный- бегать. «Соковыжималка»- в круг встают дети по одному, либо по двое, трое. Изображают фрукты. Остальные дети- «соковыжималка» двигаются в центр круга, «выжимая» сок из «фруктов». Затем отходят назад и пьют «сок» из «стаканчиков». При этом отмечают его вкус. Психолог: «Едем дальше. Третья полянка. А на этой полянке нужно быть осторожными и смотреть под ноги. Здесь живут…Кто? Вы видите, кто здесь? Слышите? Этот ёжик. Видимо он боится нас.» Игровой этюд «Шли по лесу не спеша». Дети встают в круг и держатся за руки. Внутри круга на корточках сидит ребёнок. (Тревожный, робкий, неуверенный). Дети двигаются со словами: «Шли по кругу не спеша, вдруг увидели ежа. Ёжик, ёжик, мы друзья. Дай погладим мы тебя.» Подходят к «ежу» и гладят по спине. Далее ребёнок в кругу сменяется следующим. Психолог: «Ребята, нам пора возвращаться. Поезд нас ждёт. Отправляемся в детский садик. Вот и приехали. Пора расставаться.» Прощание. Игрушка в кругу. Передают по кругу и говорят «пожелание» стоящему рядом ребёнку.
-
6.Результаты:
-
Результаты:
Ярко выраженный интерес детей к занятиям. Чувство удовлетворенности у детей, «насыщенность», успокоение после занятий. Улучшение «психологического климата» в группе. Помощь в профилактике «эмоционального выгорания» педагога.
-
7. Трудности:
Общее психосоматическое самочувствие ребёнка на фоне имеющегося диагноза. Дополнительная стимуляция. Индивидуальный подход. Недостаточное количество методических разработок, программ по данной теме для детей с ОВЗ.
-
Литература:
И.В. Ганичева. Телесно-ориентированные подходы. К психокоррекционной и развивающей работе. С ДЕТЬМИ (5–7 лет). Москва Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004. Кряжева Н. Л - “Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: Академия развития, 1996 г. В.М.Минаева Развитие эмоций дошкольников. Занятия.Игры.Москва. Фопель К.- «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.» М. Генезис., 1999 г. 6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004. —175 с.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМНИЕ! Сайт - https://pptcloud.ru/tumanova-natalya-vasilevna.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.