Презентация на тему "Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста (презентация)"

Презентация: Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста (презентация)
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста (презентация)", включающую в себя 20 слайдов. Скачать файл презентации 2.28 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    20
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста (презентация)
    Слайд 1

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Яменскийдетский садПрограмма профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возрастаСоставитель:Педагог-психолог ВКК Князева Ю.И.

  • Слайд 2

    Актуальность программы

    Актуальность программы обусловлена тем, что агрессивное поведение детей является наиболее острой проблемой не только для родителей, педагогов и психологов, а для общества в целом. Число детей, склонных к агрессивному поведению, стремительно увеличивается. Поэтому особенно важным становится изучение и своевременная профилактика агрессивного поведения в дошкольном возрасте. В число приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества входит организация учебно-воспитательного процесса, направленного на социализацию ребенка, развитие его общения со взрослыми и сверстниками, на нравственное воспитание. В Федеральном государственном образовательном стандарте в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в качестве основных направлений определены: воспитание уважительного отношения к окружающим; формирование готовности у детей к осуществлению совместной деятельности и умению договариваться. Важным является и умение самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Актуальной является необходимость поиска способов профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, разработка методических рекомендаций, программ и пособий для родителей и воспитателей ДОО по данному вопросу.

  • Слайд 3

    Цель и задачи программы

     Цель: формирование у дошкольников, склонных к проявлению агрессии, устойчивых поведенческих реакций, которые обеспечивают эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром. Задачи: Способствовать снижению уровня агрессивности и тревожности. Обучать конструктивным способам регуляции эмоционального поведения. Научить анализировать свое внутреннее состояние; Способствовать развитию речевых средств общения, умению конструктивно общаться и взаимодействовать, находить выходы из конфликтных ситуаций.   

  • Слайд 4

    Нормативно-правовое основание разработки и реализации программы

    Международные: Конвенция ООН о правах ребенка. Федеральные: – Конституция РФ; – Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998г. №124 Ф3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.); – Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный Закон от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ); – Федеральный закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, – Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства»; – Приказ Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»; – Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июня 2015 года № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»; – Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. №536 «Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; – Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»; – Письмо Министерства образования РФ, департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 02.03.2016 г. № 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации»; – Концепция развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Минобрнауки России 19.12.2017 г.) Региональные: – Закон Воронежской области от 06.03.2014 г № 24-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов, связанных с реализацией на территориях муниципальных образований Воронежской области мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни.

  • Слайд 5

    Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

    1. Безусловное принятие ребенка педагогом (воспитателем). 2. Демократизм в построении общения и взаимоотношений взрослого и ребенка, соблюдение равноправия в контакте и безусловное принятие. 3. Всемерное поощрение достижений ребенка в процессе приобретения продуктивности в деятельности и творческой самостоятельности. 4. Символическое отреагирование детских проблем, вызывающих агрессивное поведение, их творческая проработка. Программа построена на гуманитарном и системно–деятельностном подходах. Гуманитарный подход предполагает гуманитаризацию процесса: признание права ребенка на разностороннее проявление способностей и развитие, постановка в центр внимания уникальной личности ребенка, человечность и равенство, справедливость, а так же человечность как норму взаимотношений в образовательном учреждении. Системно–деятельностный подход заключается в удовлетворении потребности ребенка в создании и конструировании своего будущего. В системно–деятельностном деятельность предполагает активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью и направлено на ее познание и преобразование с целью удовлетворения потребностей.  

  • Слайд 6

    Участники реализации программы.

    Участники реализации программы – старшие дошкольники в количестве 8 человек. А. Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст, как важный период в жизни человека, когда происходит первоначальный склад личности и становление важных новообразований – формируется самосознание и развиваются эмоциональная и мотивационная сферы. Эмоциональная жизнь дошкольника интенсивна и насыщена, но постепенно более уравновешенными становятся эмоциональные процессы Уже к концу дошкольного возраста ребенок идентифицирует свои эмоциональные состояния и учится их обозначать. Круг эмоций, ребенка расширяется. Общение детей и взаимодействие способствуют появлению сочувствия по отношению к другому и сопереживания.  Агрессивное поведение, проявляющиеся в старшем дошкольном возрасте, являются показателями социальной дезадаптации. Агрессивность препятствуют развитию личности ребенка и общения его со сверстниками и взрослыми людьми. Эмоциональное неблагополучие ребенка вызывает серьезные проблемы во взаимодействии с окружающим миром. Дошкольник растет агрессивным. Личностное развитие дошкольника характеризуется обогащением чувств, возникновением возможностей предвидеть последствия своего поведения, формированием самооценки. Именно под руководством взрослого ребенок получает социальный опыт.

  • Слайд 7

    Планируемые результаты освоения программы

    Реализация программы будет способствовать достижению следующих результатов: Профилактика, преодоление и снижение агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Формирование умения у детей старшего дошкольного возраста самостоятельно снижать уровень агрессивных проявлений. Позитивные изменения в системе взаимоотношений «ребенок–ребенок», «ребенок–родитель»; «ребенок–воспитатель». Повышение профессиональной компетентности родителей и воспитателей в вопросах профилактики агрессивного поведения и эмоционально-волевого развития старших дошкольников.

  • Слайд 8

    Диагностические процедуры и технологии программы

    Результативность и эффективность Программы можно выявить путем психодиагностического обследования. В ходе реализации Программы диагностическое обследование проводится два раза – до проведения занятий по Программе – входящая диагностика и по окончанию реализации Программы – итоговая диагностика. По результатам итоговой диагностики делается вывод о динамике и об эффективности произошедших изменений у каждого ребенка. Используется следующий психодиагностический инструментарий: 1. Графическая методика «Кактус». М.А.Панфилова. 2. Методика «Межличностные отношения ребенка». Рене–Жиль. 3. Методика диагностики агрессивного поведения детей (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем). Г.П. Лаврентьева.

  • Слайд 9

    Реализация программы. Сроки, этапы, алгоритм.

    Объем программы: рассчитана на 10 занятий. Частота встреч – 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 20 минут. Наполняемость группы – 8 человек. Основанием для зачисления ребенка в группу являются результаты первичной диагностики, в ходе которой определяются дети, которые имеют склонность к агрессивному поведению. Форма работы с детьми – подгрупповая. Примерная структура занятия 1. Вводная часть. Ритуалы приветствия, подвижные игры, способствующие сплочению группы, созданию положительного эмоционального фона и настрою на совместную работу. 2. Основная часть. Игры, игровые ситуации, беседы с детьми, этюды, имеющие целью профилактику агрессивного поведения и обучение бесконфликтному общению детей. 3. Заключительная часть. Игры на расслабление и упражнения на релаксацию и дыхание. Основная часть занятия занимает примерно 70% времени занятия.

  • Слайд 10

    Задачи занятий

    1. Снизить эмоциональное напряжение и агрессивные проявления; обучить понимать эмоциональное состояние другого человека и развивать умение выразить своё. 2. Формировать социальное доверие между детьми, оказать помощь в преодолении негативных переживаний и снятия агрессивных импульсов во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Воспитать уверенность в себе. 3. Способствовать формированию адекватной самооценки у детей. Корректировать поведение и учить распознавать эмоции по внешним сигналам, тренировать психомоторные функции. 4. Обучать умению самостоятельно решать проблемы. Формировать самостоятельность, уверенность и новые формы поведения, знакомить с приемами саморасслабления. 5. Развивать навыки общения, способствующие построению бесконфликтного общения. Учить осознавать своё поведение.

  • Слайд 11

    Методы, используемые на занятиях

    1. Игровые методы (в начале занятия) – подвижные игры с целью создания у дошкольников позитивного настроения и формирования уверенности. Укрепление психомоторного комплекса. 2. Игровые методы (в основной части занятия). 3. Метод бесед и обсуждений. 4. Метод релаксации и снятия мышечного напряжения (применяется в конце занятия) способствует снятию психоэмоционального напряжения и усталости.  

  • Слайд 12

    Занятия по профилактике агрессивного поведения дошкольников (на примере 2 занятий)

    Занятие 1. 1. Приветствие. Упражнение ««Здоровалки». Цель:вхождение детей в новую ситуацию, знакомство, создание рабочего настроения. 2. Упражнение «Курица, цыплята и ястреб». Цель: побуждение каждого ребенка к активности, мобилизация психики ребенка. и выбывает из игры. 3. Упражнение «Общий круг». Цель: сосредоточить внимание детей друг на друге и установить контакт между детьми. 4. Упражнение «Рефлексия». Цель: стимулировать потребность детей совершать добрые поступки.Ход упражнения: детям задаются вопросы: 5. Упражнение «На море». Цель: снятие психофизиологического напряжения. Занятие 2. 1 Упражнение «Приветствие». Цель: способствование снятию агрессивного поведения у дошкольников и создание комфортных условий для активизации деятельности детей. 2 Упражнение «Веретено». Цель: обучение детей подчинятся правилам, активизация каждого ребенка, организация, дисциплинирование и сплачивание играющих. 3 Упражнение «А я …» Цель: формирование потребности у дошкольников делать добрые дела, обучение четкому дифференцированию добрых и злых поступков и усвоение моральных норм. 4. Упражнение «Мама устала» Цель: закреплениеумения дифференцировать понятия «зло» и «добро».Понимание моральной стороны поступков. Обучение дошкольников способам выражения сострадания, сочувствия и сопереживания. Развитие эмпатии. 5 Упражнение «Рисуем эмоции пальцами». Цель: выражение дошкольниками своего эмоционального состояния.  

  • Слайд 13

    Практическая апробация программы

    1 Этап – предварительное тестирование группы детей из 15 человек по вышеуказанным методикам. Результат - мы определили выраженность агрессивности по методике «Кактус», конфликтность и агрессивность в межличностных отношениях по методике «Исследование межличностных отношений ребёнка» (9 диагностических заданий методики Рене-Жиля). Нами было выявлено 8 человек с агрессивными проявлениями поведения. Проведенное нами предварительное тестирование позволило сделать вывод о необходимости создания определенных мер по профилактике агрессивного поведения у данных детей. 2 Этап ­ - коррекционно-развивающая работа: 1. Групповая работа по составленной нами программе 2. Проведение беседы с воспитателями и родителями дошкольников. Рекомендации по каждому ребенку, полученные в ходе рассмотрения эмоционально-личностной сферы ребенка по методике «Кактус» – характеристика актуального состояния ребенка, наличие у него проблем именно сейчас – психологическое состояние, отношения к значимым людям и событиям, эмоциональные и психологические проблем. 3 Этап – итоговое тестирование апробации программы с использованием тех же методик. При проведении повторной диагностики мы работали с группой детей из 8 человек. Те, которые у нас были выявлены по предрасположенности к агрессивному поведению  

  • Слайд 14

    Представленность выраженности динамики наличия агрессивности у дошкольников по методике «Кактус» после проведения Программы.Выраженная агрессия стала ниже (было 100% – стало 37,5%).

  • Слайд 15

    Представленность выраженности динамики конфликтности и агрессивности в межличностных отношениях у дошкольников по методике «Исследование межличностных отношений ребёнка», 9 диагностических заданий Рене-Жиля после проведения Программы

    Выраженная конфликтность и агрессия стала ниже (было 75% – стало 25%).

  • Слайд 16

    Представленность выраженности агрессивностиу дошкольников с позиции оценивания воспитателем (Методика структурализированного наблюдения, проводимого воспитателем после реализации Программы)

    Воспитателем отмечены только 3 ребенка (37,5%) с выраженным агрессивным поведением из 8 детей, занимавшихся по Программе.

  • Слайд 17

    Результаты реализации программы

    1. Проведенная нами предварительная диагностика по изучению агрессивного поведения детей дошкольного возраста позволила определить старших дошкольников со склонностью к агрессивному поведению (методика «Кактус»). 2. У наших дошкольников с выраженной агрессивностью отмечен так же выраженный уровень конфликтности и агрессивности в межличностных отношениях по методике «Исследование межличностных отношений ребёнка» (9 диагностических заданий по методике Рене–Жиля. Конфликтными зонами в системе межличностных отношений у наших детей являются следующие: – взаимоотношения со сверстниками; – ответная реакция дошкольников агрессией на агрессивное поведение товарищей в отношении себя; – эмоциональная реакция агрессии на агрессию в отношении своего друга со стороны других детей; – поведенческая агрессивная реакция детей на возможность отобрать принадлежащий им предмет.

  • Слайд 18

    3. Разработанная нами программа была направлена на профилактику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Мы предполагали, что наши занятия будут способствовать снижению, преодолению и профилактике агрессивного поведения у старших дошкольников; стимулированию собственных возможностей детей старшего дошкольного возраста в снижении уровня агрессивных проявлений; позитивному изменению в системе взаимоотношений «ребенок–ребенок», «ребенок–родитель», «ребенок–воспитатель»; повышению профессиональной компетентности родителей и воспитателей в вопросах эмоционально-волевого развития старших дошкольников. 4. Результаты итогового тестирования показали, что существует положительная динамика по окончании реализации Программы. Значительно снизился уровень выраженности агрессии, так же значительно понизился уровень выраженности конфликтности и агрессии в межличностных отношениях. Однако, остались дети, у которых решение данных проблем требуют более длительного сопровождения всеми специалистами: воспитателем, педагогом–психологом, а так же активное участие родителей в решении данной проблемы.  

  • Слайд 19

    Литература

    1 Аплеева И. А. Влияние развивающей среды на формирование индивидуально-психологических качеств личности ребенка дошкольного возраста – М. :Аст-пресс, 2015. – 126 с. 2 Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М : Педагогика, 2014. – 80 с. 3 Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М. : Книголюб, 2014. – 214 с. 4 Данилина Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2014. – 160 с. 5 Дементий Л. И. Агрессия: понятие, подходы, диагностика: учебно–методическое пособие. – Омск : Омский госуниверситет, 2014. – 40 с. 6. Долгова А. Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. – М. : Генезис, 2015. –216 с. 7 Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М. :Аст-пресс, 2015. – 160 с. 8 Жаназарова З. Ж. Теоретические основы социализации личности в семье. – М. : Флинт, 2014. – 150 с. 9 Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М. :Владос, 2013. – 115 с. 10 Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль : Академия развития, 2013. – 237 с.    

  • Слайд 20
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации