Содержание
-
Эмоциональный интеллект дошкольника - …
Что это?
-
-
Развивать у детей эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание – одна из задач образовательной области «социально-коммуникативное развитие». Введение данных понятий в современную дошкольную педагогику необходимо. Чтобы иметь возможность грамотно организовать работу по эмоциональному развитию дошкольников нужно знать, что они означают.
-
Проблему развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте исследовали отечественные педагоги и психологи (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и др.). Чтобы воспитатели использовали достижения ученых в образовательной деятельности и знали, что и для чего они делают, нужно разграничить и сравнить понятия «эмоциональная сфера» и «эмоциональный интеллект». Сравнение данных понятий даст обоснованную теоретическую базу для практической работы по эмоциональному развитию дошкольников.
Эмоциональная сфера человека – сложная система эмоциональных переживаний. Эмоции в этой системе – важная, но не единственная составляющая. Поэтому понятие «эмоциональная сфера» более широкое. Оно включает значимые для человека эмоциональные переживания. Понятие «эмоциональный интеллект» Понятие эмоционального интеллекта новое для психологии и педагогики. Оно связано с работами зарубежных педагогов и психологов 90-х гг. ХХ в.: Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Гоулмана-касается лишь части эмоциональной сферы.
-
Классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев выделил основные составляющие эмоциональной сферы человека. Эта классификация отражает ситуационную зависимость или независимость эмоциональных переживаний
Аффекты– сильные относительно кратковременные эмоциональные переживания, возникающие внезапно и «мимовольно», т.е. не контролируются ребёнком. Собственно эмоции – более длительные по сравнению с аффектами эмоциональные переживания, имеют отчётливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают личную оценку. Чувства– устойчивые эмоциональные переживания независимые от ситуации и направленные на человека, объект, деятельность (любовь к маме, патриотизм, увлечение музыкой и т.д.) Настроение– общий, фоновый эмоциональный настрой человека Эмоциональные состояния – более длительные по сравнению с эмоциями переживания
-
В настоящее время понятие «эмоциональный интеллект» не имеет общепринятого определения. Российский ученый Д.В. Люсин сформулировал структуру эмоционального интеллекта и выделил 2 измерения:- направленность на собственные эмоции и эмоции других людей;- линию понимания эмоций и линию управления ими.Пересечение этих измерений даёт 4 вида эмоционального интеллекта:- понимание собственных эмоций;- понимание эмоций других людей;- управление собственными эмоциями;- управление эмоциями другихлюдей Первый и третий вид составляют внутриличностный эмоциональный интеллект, второй и четвертый – межличностный.
-
Приоритетным направлением в системе современного дошкольного образования должно быть воспитание чувств: чувство патриотизма, интеллектуальные чувства, эстетические чувства. Развитие эмоционального интеллекта – тактическая линия, которая обеспечивает способность справиться с конкретной текущей ситуацией. Эта тактическая линия наиболее важна в работе с детьми, имеющими особенности в развитии. Крайне важно учить детей различать и понимать как свои эмоции, так и эмоции других людей и правильно вести себя в той или иной ситуации. Специалисты школы А.В. Запорожца провели исследования и определили пути и особенности управления эмоциями детей со стороны взрослого. Среди них исследования об условиях: - организации детской деятельности для формирования отношений сотрудничества и симпатии между детьми (Т.А. Маркова, А.Д. Кошелева); - возникновения сопереживания, сочувствия к другим людям (А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович); - преодоления развития у дошкольников неуверенности в себе, страхов, негативного отношения к сверстникам (Л.А. Абрамян). Первый опыт по развитию понимания эмоций у детей был представлен в книге М.А. Чистяковой «Психогимнастика», которая вышла в 1990 г. В дальнейшем и другие авторы представили наработки в этой сфере, а также методические рекомендации для педагогов по развитию и коррекции детских эмоций.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.