Содержание
-
Эвристические задания как средство раскрытия на уроке творческого потенциала учащихся на уроке биологии
-
Эвристическое задание – учебное задание, имеющее целью создание учеником личного
образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской).
-
Главный признак эвристического задания– его открытость, т.е. отсутствие заранее известного
результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий - открытые задания.
-
Другой признак эвристического задания –опора на творческий потенциал ученика, обеспечение
развития его творческих способностей.
-
Еще один признак –наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или
потребности, касающейся ученика и принадлежащей заданной предметной области.
-
Эвристические задания отличаютсяот тех заданий, которые предлагаются в процессе реализации
проблемного обучения.
-
При проблемном обучении с помощью специально сконструированных познавательных заданий-
проблем учитель подводит учащихся к известному решению, усвоению заданного предметного материала. Особенность эвристического задания в том, что ответ на него заранее не знает даже учитель.
-
Выполнение даже одного открытого (эвристического) задания – большая работа, в ходе которой
учащийся должен мобилизовать самые разные качества своей личности:
-
когнитивные(умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений,
обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.)
-
креативные (вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность
мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)
-
оргдеятельностные (способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить;
умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества).
-
Метод «вживания»
Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
«Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище — стебель, руки — листья, ноги — корни…»
-
Метод символического видения
Метод символического видения заключается в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет— символ добра, спираль—символ бесконечности, голубь — символ мира, блин — символ Масленицы)
-
Метод «Если бы…»
Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится — увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д.
-
Метод эвристических вопросов
Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда?
-
Метод образного видения
Предлагается, глядя, например, на горящую свечу, нарисовать увиденные образы т.е. то, на что она похожа.. Такой метод развивает у учеников образные подходы к познанию.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.