Презентация на тему "эвристические задания на уроках русского языка"

Презентация: эвристические задания на уроках русского языка
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "эвристические задания на уроках русского языка" по русскому языку. Презентация состоит из 31 слайда. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.43 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: эвристические задания на уроках русского языка
    Слайд 1

    Педагогические чтения«Традиции и инновации в развитии муниципальной системы образования» Эвристические задания как средство раскрытия на уроке творческого потенциала учащихся Павлова А.А. 2012 год

  • Слайд 2

    Эвристическое задание –учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской).

  • Слайд 3

    Главный признак эвристического задания– его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий - открытые задания.

  • Слайд 4

    Другой признак эвристического задания – опора на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих способностей.

  • Слайд 5

    Еще один признак – наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся ученика и принадлежащей заданной предметной области.

  • Слайд 6

    Эвристические задания отличаются от тех заданий, которые предлагаются в процессе реализации проблемного обучения.

  • Слайд 7

    При проблемном обучении с помощью специально сконструированных познавательных заданий-проблем учитель подводитучащихся к известному решению, усвоению заданного предметного материала. Особенность эвристического задания в том, что ответ на него заранее не знает даже учитель.

  • Слайд 8

    Выполнение даже одного открытого (эвристического) задания – большая работа, в ходе которой учащийся должен мобилизовать самые разные качества своей личности:

  • Слайд 9

    когнитивные(умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.)

  • Слайд 10

    креативные (вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)

  • Слайд 11

    оргдеятельностные (способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества).

  • Слайд 12

    На первоначальном этапе введения эвристических заданий в урок необходимо планировать время на анализ самого задания, обсуждение его выполнения. Беседа может строиться по следующим примерным вопросам:

  • Слайд 13

    • Какое впечатление вызвало у Вас прочитанное задание? • Что нового или интересного вы узнали, какие факты или какая информация в задании вас удивила, поразила, стала открытием? • Как вы понимаете заголовок задания? Зачем нужно название задания? • Что именно нужно сделать в этом задании? Найдите глаголы, показывающие перечень действий, которые нужно совершить при выполнении задания.

  • Слайд 14

    Что нужно сделать в задании устно, а что письменно? Зачем нужно размышлять над вопросами, не требующими письменного ответа? • Что должно стать результатом по итогам выполнения задания? • Каким образом предлагается выполнить задание? • В каком виде нужно представить ответ на задание? • Какие варианты решения задания вы видите?

  • Слайд 15

    Примерные эвристические задания по русскому языку:

  • Слайд 16

    ЧТО СО МНОЙ? Вы – мартовский снег. Каким он был зимой? Царственный, величественный, искрящийся, сверкающий, порхающий. А какой он в марте? Ноздреватый, грязный жалкий, осевший, пропитанный влагой. Что чувствует мартовский снег? От первого лица напишите откровенное признание снега, включая в текст обособленные определения.

  • Слайд 17

    При изучении в 5 классе темы «Собственные и нарицательные имена существительные» для домашней работы можно предложить на выбор следующие задания из разных олимпиад:  

  • Слайд 18

    КАК МЕНЯ ЗВАТЬ. Запишите свое имя в самых разных вариациях, пусть их будет как можно больше. Кто и почему так Вас называет, какой из вариантов имени Вам нравится больше всего? Напишите памятку для своих родных и друзей, чтобы они знали, как именно к Вам лучше обращаться в разных ситуациях.

  • Слайд 19

    МАМА МОЯ! Выполняя морфологический разбор слова МАМА, один ученик указал, что это существительное нарицательное, другой – что это существительное собственное. Чем, на Ваш взгляд, можно пояснить разногласия среди учеников? Соберите аргументы в пользу обеих точек зрения и выразите свое мнение по данному вопросу.  

  • Слайд 20

    РАЗДЕВАЛКА – ПЛОЩАДЬ ГЕРОЕВ. Вашим родителям хорошо известна песня Ю.Антонова: Пройду по Абрикосовой, Сверну на Виноградную И на Тенистой улице я постою в тени. Вишневые, Грушовые, Зеленые, Прохладные, Как будто в детство дальнее Ведут меня они…

  • Слайд 21

    Большинство названий городских и поселковых улиц связано с каким-либо фактами, событиями, свойствами и т.д. Представьте себе, что Ваша школа – это совершенно новый населенный пункт. Нарисуйте географическую карту своей школы, придумайте свои названия улицам, переулкам, закоулкам, площадям своей школы и поясните свой выбор.

  • Слайд 22

    Рассмотрим на примере задания для 6 класса при изучении темы «Правописание не с существительными»:

  • Слайд 23

    МОЕ ПРАВИЛО. Проведите исследование словосочетаний, распределите их на группы, выявляя закономерности правописания не с существительными: рассказывать небылицы; обидная невнимательность; обсуждали не успеваемость, а поведение; голубые незабудки; слепая ненависть; не успех, а провал; вырваться из неволи; говорить неправду; не везение, а труд; чувствовать неуверенность. На основе выявленных закономерностей сформулируйте правило правописания не с существительными.  

  • Слайд 24

    Полученный учеником в результате самостоятельной работы образовательный продукт обсуждается, каждый выдвигает свою версию правописания, после чего рассматривается правило из учебника. Эвристическое задание, используемое на этапе объяснения новой темы, позволяет школьнику сделать попытку самостоятельно разобраться в изучаемом языковом явлении, предложить свои версии, а затем сопоставить их с культурно-историческими аналогами.

  • Слайд 25

    На этапе закрепления и повторения учебного материала эффективными будут задания креативного типа, направленные на создание творческого образовательного продукта в разной форме по изучаемой теме. Например, на уроках по орфографии в старших классах может быть предложено такое задание:

  • Слайд 26

    МОЙ ДИКТАНТ. "Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Черт был небольшой обжора и, несмотря на изжогу и больную печенку, объедался крыжовником со сгущенным молоком…"

  • Слайд 27

    Перед вами отрывок из орфографического диктанта, направленного на проверку правописания гласных «о», «е» после шипящих и «ц» в разных частях речи. Предложите свой вариант текста диктанта на тему: «Правописание «не» и «ни» с разными частями речи».

  • Слайд 28

    Текущий и итоговый контроль усвоения знаний по изученной теме, уроки развития речи также могут быть проведены с применением эвристических заданий.

  • Слайд 29

    Элементы технологии преобразования традиционных заданий в открытые:

    1.Начать с цели задания, ориентировав его на создание реального образовательного продукта.

  • Слайд 30

    2.В случае необходимости, переопределить образовательные объекты, на основе которых будет строиться задание, отдать предпочтение реальным объектам, а не их образам. 3. Определить методы деятельности, с помощью которых может быть достигнута цель задания. 4. Добавить в задание интригу, сюжет…

  • Слайд 31
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке