Содержание
-
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
-
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский
-
Читательская грамотность– это первая ступень в функциональной грамотности. Читательская грамотность – способность человека понимать ииспользоватьписьменныетексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобыдостигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Что такое читательская грамотность?
-
Читательские умения: выделять главную мысль всего текста или его частей; понимать информацию, содержащуюся в тексте; преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования; применять информацию из текста в изменённой ситуации; критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации
-
4 основных способа осмысления текста: постановка вопросов (о новом ) к тексту; построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов…); создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия); конструирование собственных высказываний о прочитанном
-
Приём «Толстые и тонкие вопросы» Тонкими» условно называются вопросы, на кото- рые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. Педагогический приём «тонких и толстых вопросов» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать. Уровень интеллектуального развития школьника определяется по вопросам, которые формулирует ребёнок по заданной теме
-
Что обозначает причастие?Что обозначает деепричастие?Как отличить причастие от деепричастия? «Толстые» вопросы
-
Приём «Письмо с дырками (пробелами)» Этот прием рекомендуется для формирования читательского умения находить и толковать информацию текста. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
-
Приём «Письмо с дырками (пробелами)» Составление рассказа о существительном по опорным словам. 1) Имя сущ. обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени сущ. - … падеж…числа. 2) Имена сущ. имеют следующие постоянные признаки: … или …. … или … Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или … склонению. Имена сущ. имеют следующие непостоянные признаки:… Существительные изменяются по … и … . 3) В предложении имя сущ. может быть как …, … , … , … , … Имя сущ. не является членом предложения, если…
-
Прием «Верите ли вы, что…» Формирует умения связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.
-
Приём «Верите ли вы?» можно использовать при знакомстве с биографией любого писателя. Например: - Пушкин родился до Отечественной войны 1812 года в Санкт – Петербурге. - Получил образование в Царскосельском Лицее. - Служил секретарём в суде. -Написал поэму «Бородино». -Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большим вниманием читать .
-
«Концептуальная таблица» или «Сводная таблица» Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Одна колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. Желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти
-
Урок «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого Данная работа позволяет развивать помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь.
-
Приём «Маркировка» Используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надевается файл и с цветным маркером читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.
-
Прием«Реставрация текста» Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
-
Прием «Написание синквейна» Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет размышлять по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
-
«Перепутанные логические цепочки» Написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
-
Сюжетная таблица. Суть работы с этой таблицей заключается в том, что ребенок, читая текст, делает пометки, отвечает на вопросы, создавая “скелет” текста: Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
-
Работа с вопросником (ответы на вопросы) Составление таблиц по прочитанному Кластер Конспектирование 5. Написание тезисов, поиск ключевых слов (маркировка) и т.д. Другие приёмы
-
«Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого осознанного чтения от класса к классу. Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика»
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.