Презентация на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Презентация: Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы" по педагогике, включающую в себя 21 слайд. Скачать файл презентации 0.25 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    21
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
    Слайд 1

    Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

  • Слайд 2

    Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

  • Слайд 3

    Читательская грамотность– это первая ступень в функциональной грамотности. Читательская грамотность – способность человека понимать ииспользоватьписьменныетексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобыдостигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Что такое читательская грамотность?

  • Слайд 4

    Читательские умения: выделять главную мысль всего текста или его частей; понимать информацию, содержащуюся в тексте; преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования; применять информацию из текста в изменённой ситуации; критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации

  • Слайд 5

    4 основных способа осмысления текста: постановка вопросов (о новом ) к тексту; построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов…); создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия); конструирование собственных высказываний о прочитанном

  • Слайд 6

    Приём «Толстые и тонкие вопросы» Тонкими» условно называются вопросы, на кото- рые можно дать однозначный ответ.  «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. Педагогический приём «тонких и толстых вопросов» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать. Уровень интеллектуального развития школьника определяется по вопросам, которые формулирует ребёнок по заданной теме

  • Слайд 7

    Что обозначает причастие?Что обозначает деепричастие?Как отличить причастие от деепричастия? «Толстые» вопросы

  • Слайд 8

    Приём «Письмо с дырками (пробелами)» Этот прием рекомендуется для формирования читательского умения находить и толковать информацию текста. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

  • Слайд 9

    Приём «Письмо с дырками (пробелами)» Составление рассказа о существительном по опорным словам. 1) Имя сущ. обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени сущ. - … падеж…числа. 2) Имена сущ. имеют следующие постоянные признаки: … или …. … или … Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или … склонению. Имена сущ. имеют следующие непостоянные признаки:… Существительные изменяются по … и … . 3) В предложении имя сущ. может быть как …, … , … , … , … Имя сущ. не является членом предложения, если…

  • Слайд 10

    Прием «Верите ли вы, что…» Формирует умения связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. 

  • Слайд 11

    Приём «Верите ли вы?» можно использовать при знакомстве с биографией любого писателя. Например: - Пушкин родился до Отечественной войны 1812 года в Санкт – Петербурге. - Получил образование в Царскосельском Лицее. - Служил секретарём в суде. -Написал поэму «Бородино». -Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большим вниманием читать .

  • Слайд 12

    «Концептуальная таблица» или «Сводная таблица» Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Одна колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. Желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти

  • Слайд 13

    Урок «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого Данная работа позволяет развивать помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь.

  • Слайд 14

    Приём «Маркировка» Используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надевается файл и с цветным маркером читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.

  • Слайд 15

    Прием«Реставрация текста» Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

  • Слайд 16

    Прием «Написание синквейна» Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет размышлять по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

  • Слайд 17

    «Перепутанные логические цепочки» Написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

  • Слайд 18

    Сюжетная таблица. Суть работы с этой таблицей заключается в том, что ребенок, читая текст, делает пометки, отвечает на вопросы, создавая “скелет” текста: Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

  • Слайд 19

    Работа с вопросником (ответы на вопросы) Составление таблиц по прочитанному Кластер Конспектирование 5. Написание тезисов, поиск ключевых слов (маркировка) и т.д. Другие приёмы

  • Слайд 20

    «Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого осознанного чтения от класса к классу. Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика»  

  • Слайд 21

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке