Содержание
-
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Выполнила: Павловская Елена Николаевна
-
Работа с текстом
Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка.
-
Приёмы работы с текстом
1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приёму работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. 2. Реконструкция текста. Один из продуктивных приёмов работы с текстом на уроке русского языка является «Письмо с дырками». Этот приём подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. 3. Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: «Текст», «Тема текста», «Темы широкие и узкие».
-
4. Верные-неверные утверждения. Этот приём может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. 5. Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам). К этому приёму, позволяющему высказать свою точку зрения, прибегают при знакомстве с текстами, посвященными лингвистам прошлого и настоящего. 6. Поэтическая разминка. Этот приём используют на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.
-
7. Инсерт. Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом учащиеся делают на полях пометки: «V» - знаю; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы. 8. Приём «круги по воде». Записывается название языкового явления по вертикали и подбираются в соответствии с заданием синтаксические единицы из художественного произведения, которое обсуждается на уроках литературы.
-
9. «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов: простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию; уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал; интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей; творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза; оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов; практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой.
-
Дидактические игры
Развитию способностей содействуют также дидактические игры на уроке. Например:1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
-
Заключение
Представленные приёмы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи: учить видеть, слышать и чувствовать текст; пополнять речевую память учащегося; обогащать словарный запас; продуктивно усваивать учебный материал; прививать эстетический вкус; формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.