Содержание
-
МАОУ «Петропавловская районная гимназия» Джидинский район
Из опыта работы Бокова Н.В., учитель русского языка и литературы
-
Система формирования и развития функциональной грамотности в МАОУ «ПРГ»
-
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
-
Читательская грамотность — способность человека понимать, анализировать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
-
3 группы умений: Группа 1 Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
-
3 группы умений: Группа 2 Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
-
3 группы умений: Группа 3 Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
-
Приём «Маркировка». Перед чтением текста предлагается учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется прием маркировки текста: в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.
-
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4; 2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга; 3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
-
Приём «Письмо с дырками (пробелами)» Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс) 1) Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени существительного - … падеж…числа. 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или …. … или … Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. Существительные изменяются по … и … . 3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … . Имя существительное не является членом предложения, если…
-
Приём «Лови ошибку» Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
-
"Чтение с пометками" Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: v Знакомая информация + Новая информация -- Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
-
Прием «Мозаика». «Реставрация текста» Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
-
Прием «Кластер»
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом». Задача -не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.
-
-
Прием «Письмо по кругу» Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагается детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
-
Приём «Тонкий и Толстый вопрос»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
-
-
«Перепутанные логические цепочки» На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
-
Прием «Реставрация текста»
Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала . Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На_________небе мгла носилась; Луна, как________пятно, Сквозь________ _______желтела, И ты __________сидела- А нынче погляди в окно: __________небесами _________коврами, Блестя на солнце, снег лежит
-
Составление рассказа …… по опорным словам.
1) Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени существительного - … падеж…числа. 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или …. … или … Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. Существительные изменяются по … и … . 3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … . Имя существительное не является членом предложения, если…
-
"Глоссарий" Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.
-
Примеры заданий на использования приемов
Задание для группы 1. Разбить текст на смысловые блоки. Озаглавить каждый блок и текст в целом. Задание для группы 2. Составить к тексту вопросы, используя приём «Тонкие и толстые вопросы» Задание для группы 3. Составить кластер. Ключевое слово – ТЕКСТ
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.