Содержание
-
Формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций учащихся
Тема работы МО учителей-предметников в 2015 году Материал подготовлен руководителем ШМО учителей-предметников МОБУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н.
-
Чтению надо учиться и чтению надо учить!
-
Обоснование выбора темы
Чтение - основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации. Но несмотря на признание необходимости смещения акцента в образовании на развитие базовых компетенций, формированию основополагающей читательской компетентности, в российской системе обязательного общего образования уделяется недостаточное внимание. Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. Это свидетельствует о проблемах образования в области формирования читательской компетентности школьников. Источник: http://www.rba.ru/content/activities/section/30/publ/2011/5.pdf
-
Цель и задачи
Цель: изучить и применять в педагогической практике приемы, формирующие умение грамотно работать с текстом. Задачи: совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст (под сформированностью приема понимается его перенос на любой текст, привычка употреблять прием, имеющая силу потребности). обучать пониманию текста и активизировать в процессе чтения психические процессы, участвующие в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формировать общую культуру ученика, - растить Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
-
Читательская компетентность
Вычитывание информации из текста; Интерпретация прочитанного; Размышления и оценка прочитанного. Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.
-
Компоненты читательской компетентности
Познавательный – знания (степень их обобщения и полноты); Операционально-технологический – умения (степень свернутости и освоенности, возможность переноса выполняемых действий); Ценностно-смысловой – ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).
-
Типы текста
Несплошные тексты Формы (налоговые, визовые, анкеты и т.д.) Информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги ит.д.) Расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции) Сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты) Призывы и объявления (приглашения, повестки идр.) Таблицы и графики Диаграммы Таблицы и матрицы Списки Карты Сплошные тексты Описание (художественное и техническое) Повествование (рассказ, отчет, репортаж) Объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация) Аргументация (научный комментарий, обоснование) Инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы)
-
Чтение как основной вид учебной деятельности в школе
Специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами: I группа – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, сделать простые выводы. II группа - умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста: – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
-
Технологии и стратегии развития чтения
Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек); Технология акмеологического чтения, технология «Луч» (В.А.Бородина); Система филологических задач по пониманию текста (Л.Г.Борисова); Методика развития информационной грамотности (О.Н.Мяэотс, О.Громова); Стратегии чтения (Н.Н.Сметанникова); Технология скорочтения (М.А.Зиганов); Методика структурно-логического анализа текста (Н.И.Козлов) Методика «Быстрое чтение» (О.А.Андреев) Методика развивающего чтения (И.И.Тихомирова); Технология формирования информационной культуры личности (Н.В.Збаровская, Н.И.Гендина); Методика обучения младших школьников пониманию текста (О.Соболева, Г.Г.Граник): Стандарты оценки качества чтения PISA (понимание текста); Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения (Э.А.Орлова).
-
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ)
Приемы активного чтения: Прием «Чтение с пометами» Прием «Толстые и тонкие вопросы» Прием «Чтение с остановками» Приемы активизации ранее полученных знаний: Прием «Ассоциация» Прием «Ключевые слова» Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех. Приемы графической организации учебного материала: Прием «Составление кластера» Прием «Перепутанные логические цепочки» Приемы, требующие творчества учащихся: Прием «Синквейн» и «Диаманта» Прием «Цветопись» Прием « Пятиминутное эссе» Методы и приемы, используемые при групповой работе: Метод «Шесть шляп критического мышления Прием «Учебный мозговой штурм» Прием «Письмо по кругу» Маркировочные таблицы: Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT». Данные приемы широко применяются и в начальной школе!
-
С чего начнем?Начнем с проверки техники чтения!
Х=(Х1+Х2+Х3):3 4-5 (умение сформировано полностью) 2-3 (умение сформировано частично) 1 (умение не сформировано) Источник: http://www.chel-15.ru/uploads/klyuchevie_kompetencii_11.doc
-
Решения ШМО:
Учителям начальной школы и учителям литературы провести проверку техники чтения всех учащихся. Результат представить на ближайшем заседании МО. Всем участникам МО начать изучение и применение на практике приемов работы с текстом. Приветствуются проведение открытых уроков, мастер-классов на ШМО, публикации на школьном и учительском сайтах для обобщения опыта.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.