Презентация на тему "Формирование грамматического строя речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста"

Презентация: Формирование грамматического строя речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Формирование грамматического строя речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 29 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по педагогике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    29
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формирование грамматического строя речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста
    Слайд 1

    Формирование грамматического строя речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста

  • Слайд 2

    Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во-вторых, - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.

  • Слайд 3

    Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Морфологияизучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова. Словообразованиеизучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано. Синтаксисизучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

  • Слайд 4

    А.Г. Арушанова отмечает: На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух предложений. На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Активно осваивается звукопроизношение. Пятый год жизни – это, прежде всего, становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве. Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связанных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи.

  • Слайд 5

    О.И. Соловьева, А.М. Бородич, Л.П. Федоренко выделяют типичные ошибки грамматического строя речи у старших дошкольников: 1. Неправильные окончания имён существительных: а) в форме родительного падежа, множественного числа; б) форма родительного падежа, единственное число; в) форма винительного падежа неодушевленных существительных; г) форма предложного падежа неодушевленных существительных мужского рода. 2. Склонение несклоняемых существительных

  • Слайд 6

    5. Образование глагольных форм. а) повелительное наклонение  б) изменение основы глагола  в) спряжение глаголов 6. Неправильная форма причастий 7. Образование сравнительной степени прилагательного 8. Окончания местоимений в косвенных падежах 9. Склонение числительных

  • Слайд 7

    Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка. 2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

  • Слайд 8

    Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка. 2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

  • Слайд 9

    Пути формирования правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.

  • Слайд 10

    Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить. И вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.

  • Слайд 11

    Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игр, если: игры будут подобраны с соответствии с системой грамматического строя языка; игры будут соответствовать интересам старших дошкольников; руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.

  • Слайд 12

    Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать: образец; объяснение; указание; сравнение; повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

  • Слайд 13

    Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят: словестным дидактическим играм; словестным упражнениям; играм-ситуациям; рассматриванию картин; пересказ коротких рассказов и сказок; использование ИКТ.

  • Слайд 14

    Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками позволяет: создавать положительным эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями; стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта; сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.

  • Слайд 15

    Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образую новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.

  • Слайд 16

    Игры и упражнения по формированию морфологической стороны речи ЗАДАЧИ: освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам)

  • Слайд 17

    Игра «Назови ласково» Цель: научить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Наглядные материалы: предметные картинки.

  • Слайд 18

    «Чего не хватает» Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и спросить без чего гусь, машина и будильник

  • Слайд 19

    Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи ЗАДАЧИ: контроль за правильным построение предложения; закрепление умения пользоваться распространенными предложениями с второстепенными и однородными членами; воспитание умения выражать одну и ту же мысль в разной форме.

  • Слайд 20

    Игра «Закончи предложение» Цель: учить детей заканчивать предложение словами, подходящими по смыслу Зайчик плел венок из цветов и говорил «Я плету венок из …» Продолжи предложения называя цветы

  • Слайд 21

    Игра «Собери предложение из слов» Цель: учить детей составлять предложения по заданным словам

  • Слайд 22

    Упражнения на словообразование Цель упражнений: формирование у ребенка интереса к звучащему слову; развитие критического внимания к своей речи (Правильно ли я выговорил слово? Так ли я построил слово, как его говорят другие?); поиск среди вариантов словообразовательных моделей единственно верной.

  • Слайд 23

    «У кого какая мама» Цель: учить детей образовывать существительные, обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы. Воспитатель называет детеныша, а дети его маму, самку (у зайчонка – зайчиха, и др.)

  • Слайд 24

    Игра «Наша улица» Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций, обогащение словаря по теме «Транспорт» Наглядные материалы: макет улицы из фетра.

  • Слайд 25

    Игра «Угадай» Цель: учить составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД, НАД, ЗА.

  • Слайд 26

    Игра «Назови ласково» с использованием ИКТ Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.

  • Слайд 27

    Игра «Назови действия выполняемые автомобилем» Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций

  • Слайд 28

    Инсценоровка сказки «Большущий и маленький» Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов –ИК, -ИЩ

  • Слайд 29

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации