Презентация на тему "Формирование картографических умений на уроке истории"

Презентация: Формирование картографических умений на уроке истории
Включить эффекты
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Формирование картографических умений на уроке истории" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 32 слайда. Самый большой каталог качественных презентаций по педагогике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    32
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формирование картографических умений на уроке истории
    Слайд 1

    Работа с картой на уроке истории

    «Историческое событие, ход которого я смогу провести по карте, врезывается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из неё гораздо легче, чем то, которое совершается… в каких-то неопределённых пространствах» К.Д.Ушинский.

  • Слайд 2

    Основная цель картографических заданий в школьных курсах истории — способствовать формированию представлений об историческом пространстве

  • Слайд 3

    Классификация

    Карты Картосхемы (Аттика в древности) Локальные планы (Бородинская битва) Планы на местности (План города Афины) Контурные карты

  • Слайд 4

    Карты

    По охвату территории (мировые, материковые, карты государств) По содержанию Обзорные(Индия, Китай в XIXв.) Обобщающие(Государства мира в древности) Тематические(Завоевания Александра Македонского) По своему масштабу (крупномасштабные, средне-, мелкомасштабные)

  • Слайд 5

    Содержание картографических умений

  • Слайд 6
  • Слайд 7
  • Слайд 8
  • Слайд 9

    Алгоритм чтения исторической карты

    Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение); Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте); Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким: а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.

  • Слайд 10

    Алгоритм чтения исторической карты 5 кл. (упрощённый)

    Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение); Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте); Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким.

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Тема «Древняя Индия и Китай» После показа на карте Индии предложить следующие задания: покажите на карте Индию и скажите, где она расположена. Найдите на карте Междуречье и определите, в каком направлении (на север, на юг) надо двигаться, чтобы попасть в Индию. Сравните размеры Индии и Египта и сделайте вывод. Как называются горы, расположенные на севере Индии? Какой океан омывает полуостров с трёх сторон? Какие две крупные реки протекают по Индии? На берегу какой реки возникли первые индийские города? Найдите Китай на карте и опишите его местоположение. (В какой части света расположен Китай? В какой части Азии? С какой древней страной можно сравнить Китай по размерам? Какое море омывает Китай? Какую часть Китая омывают моря?

  • Слайд 13

    6 класс «История средних веков»   Карта «Римская империя и Великое переселение народов» Найдите территорию Римской империи. Какие изменения произошли с территорией империи в конце IVв.? Что обозначают чёрные стрелки на карте? Какая часть империи подверглась вторжениям германцев? Назовите германские племена, расселившиеся на территории Западной Римской империи. Сделайте вывод, что произошло с Западной Римской империей? Что появилось на месте бывшей Западной империи в начале 6 в.? Какая часть империи сохранилась? Назовите территории, которые входили в состав Восточной Римской империи. Назовите крупные города. Подвергалась ли Восточная империя вторжениям? Кто совершал их? Какая часть империи разорялась славянами?

  • Слайд 14

    7 класс «История России в XVII – XVIII вв.»   Карта «Россия с конца 17 в. по 60-е гг. 18 в.» Опишите территорию России в конце 17 в. К каким морям она имела выход? На основе анализа карты расскажите об Азовских походах в к. 17 в. Покажите и назовите территории, вошедшие в состав России по Ништадтскому мирному договору. Поработайте с историческими картами, отражающими территорию России 17 – 18 вв. Установите, когда (в какой четверти, половине века) перечисленные территории вошли в состав России. Территории: Крым, Левобережная Украина и Киев, Эстляндия и Лифляндия, Восточная Сибирь и Дальний Восток, Правобережная Украина. С 7 класса вводятся карты, содержащие информацию по экономике. Например: Определите по карте «Экономическое развитие России в XVII в.”, какие отрасли промышленности в это время получили развитие и в каких городах; на основе сопоставления данных соответствующих стенных карт сравните экономическое развитие России в 17в. и в 18 в.; сравните экономическое развитие стран Европы с развитием хозяйства России в 18в.

  • Слайд 15

    8 класс История России Охарактеризуйтегеополитическое положение России в мире к концу XIX в. по следующему плану: континентальное положение; территория и климатические зоны; этнический состав населения; соседи; природные богатства; внешнеполитическое наследие предшествующих эпох.

  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Напишите имя полководца, участвовавшего в походах, обозначенных карте.

  • Слайд 18

    Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 3. Напишите название озера, на котором произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой 1.

  • Слайд 19

    Задания на анализ содержания исторической картыс привлечением знаний из других источников

  • Слайд 20

    а) "По карте "Расселение людей в Восточном полушарии 10—4 тыс. лет назад" проследите, как изменялась площадь земледелия10—7 тыс. лет назад, 7—5..., 5—4... Покажите территорию, где в эти же периоды обитали ското­воды и охотники. Была ли разница в уровне жизни первобытных земледельцев и охотников? Объясните ее на основании карты. Как вы можете объяснить существование "белых пятен" на этой карте?"

  • Слайд 21

    б) "Сравните политическую карту мира к началу Нового времени (XVI в.) и к концу его (к. XIX в.). В качестве линий длясравнения используйте присутствие на карте суверенных государств,полуколоний, колоний. Сделайте выводы о характере основных изменений на карте".

  • Слайд 22

    Задания на локализацию исторических фактов покарте с элементами анализа ее содержания для решения проблемных задач

  • Слайд 23

    а) "Покажите по карте первые районы земледелия/металлургии. Объясните, почему они стали древнейшими очагами новой культуры?" б) "Объясните, как человек разумный смог освоить Землю "не замочив ног"?" в) "Определите с помощью карты, в каких районах Землив качестве денег 10—4 тысячи лет назад могли использоваться:морские раковины; перья экзотических птиц; поросячьи хвостики; мешочки с какао-бобами; шкурки пушных зверьков; бруски железа и т. д.?"

  • Слайд 24

    Творческие образные задания

    а) "Проложите по карте путь юного первопроходца, который на самом деле мог 15 тысяч лет назад от реки Амур через остров Сахалин добраться до Курильского архипелага и острова Хоккайдо. Расскажите, каких грозных животных и необычные природные явления увидел он на своем пути? Какие племена ему встретились? Чем они занимались? Поскольку мы сейчас пользуемся искаженными древними названиями рек, озер, долин и т. п., придумайте свои топонимы или объясните по-своему значение сохранившихся названий."

  • Слайд 25

    Задания на восстановление соответствия в одном из столбцов содержат картографические данные, в другом — события или даты, или имена исторических деятелей:

    Соотнесите имена основателей с названиями городов, ими заложенных: Москва Владимир Мономах Киев Ярослав Мудрый Ярославль Святослав Владимир Кий Юрьев Юрий Долгорукий Переяславль Дмитров

  • Слайд 26

    Задания на группировку картографических сведений строятся на самых разнообразных критериях:

    Отметьте географические пункты, через которые новгородские купцы могли попасть: а) в Черное море, б) в Каспийское море, в) в Балтийское море. Отметьте княжества, связанные с деятельностью: а) Андрея Боголюбского, б) Всеволода Мстиславича, в) РоманаМстиславича, г) Юрия Долгорукого, д) Всеволода Большое Гнездо.

  • Слайд 27

    картографический диктант.

    работа с картографической сеткой, где нанесены географические названия, связанные с определенным историческим событием, а ученики должны соединить их в заданном порядке На чистых листах бумаги по памяти ученики выполняют одно за другим задания, охватывающие содержание важной темы или раздела. Например, "Восстание рабов под предводительством Спартака": Нарисуйте контуры Аппенинского полуострова и островаСицилия. На них обозначьте принятыми значками и надпишите: а) г. Рим и реку, на которой он основан; б) город, где находилась школа гладиаторов, в которой Спартак преподавал последние годы; в) первый лагерь восставших рабов-гладиаторов;

  • Слайд 28

    игровые способы проверки картографических знаний являются задания, условно именуемые "Маршруты", "Путешествия", "Походы".

    школьникам предлагается только по контуру движения (конфигурации походов первооткрывателей и исследователей новых земель, предводителей, военачальников и т. п.) узнать, какой исторический факт здесь отображен. "Определите, на какой схеме изображен путь экспедиции Васко да Гама, на какой — Бартоломеу Диаша". Схема №»1 Схема № 2

  • Слайд 29

    задания, рассчитанные на образное воображение облегчающие запоминание очертаний географических объектов и ориентировку в условных символах исторических карт

    На что похожи контуры: Аппенинского полуострова? острова Сицилия? острова Великобритания? остров Сахалин? Северная часть Персидского залива с устьями рек Тигр и Евфрат? долина Нила?

  • Слайд 30

    Критерии оценивания работы с контурной картой

    Умение точно и правильно выполнить задание по карте; Умение точно и аккуратно нанести объекты и надписи на карту; Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты); Соблюдение правил работы с картой (использование светлых тонов для закрашивания, работа при закрашивании только цветными карандашами); Отсутствие речевых и грамматических ошибок.

  • Слайд 31

    Критерии оценивания работы с исторической картой

    Умение соблюдать алгоритм чтения карты; Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте; Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую; Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог); Речевая грамотность.

  • Слайд 32

    В итоге, такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребёнку мыслить, искать, находить.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке