Содержание
-
Работа с картой на уроке истории
«Историческое событие, ход которого я смогу провести по карте, врезывается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из неё гораздо легче, чем то, которое совершается… в каких-то неопределённых пространствах» К.Д.Ушинский.
-
Основная цель картографических заданий в школьных курсах истории — способствовать формированию представлений об историческом пространстве
-
Классификация
Карты Картосхемы (Аттика в древности) Локальные планы (Бородинская битва) Планы на местности (План города Афины) Контурные карты
-
Карты
По охвату территории (мировые, материковые, карты государств) По содержанию Обзорные(Индия, Китай в XIXв.) Обобщающие(Государства мира в древности) Тематические(Завоевания Александра Македонского) По своему масштабу (крупномасштабные, средне-, мелкомасштабные)
-
Содержание картографических умений
-
-
-
-
Алгоритм чтения исторической карты
Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение); Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте); Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким: а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
-
Алгоритм чтения исторической карты 5 кл. (упрощённый)
Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение); Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте); Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким.
-
-
Тема «Древняя Индия и Китай» После показа на карте Индии предложить следующие задания: покажите на карте Индию и скажите, где она расположена. Найдите на карте Междуречье и определите, в каком направлении (на север, на юг) надо двигаться, чтобы попасть в Индию. Сравните размеры Индии и Египта и сделайте вывод. Как называются горы, расположенные на севере Индии? Какой океан омывает полуостров с трёх сторон? Какие две крупные реки протекают по Индии? На берегу какой реки возникли первые индийские города? Найдите Китай на карте и опишите его местоположение. (В какой части света расположен Китай? В какой части Азии? С какой древней страной можно сравнить Китай по размерам? Какое море омывает Китай? Какую часть Китая омывают моря?
-
6 класс «История средних веков» Карта «Римская империя и Великое переселение народов» Найдите территорию Римской империи. Какие изменения произошли с территорией империи в конце IVв.? Что обозначают чёрные стрелки на карте? Какая часть империи подверглась вторжениям германцев? Назовите германские племена, расселившиеся на территории Западной Римской империи. Сделайте вывод, что произошло с Западной Римской империей? Что появилось на месте бывшей Западной империи в начале 6 в.? Какая часть империи сохранилась? Назовите территории, которые входили в состав Восточной Римской империи. Назовите крупные города. Подвергалась ли Восточная империя вторжениям? Кто совершал их? Какая часть империи разорялась славянами?
-
7 класс «История России в XVII – XVIII вв.» Карта «Россия с конца 17 в. по 60-е гг. 18 в.» Опишите территорию России в конце 17 в. К каким морям она имела выход? На основе анализа карты расскажите об Азовских походах в к. 17 в. Покажите и назовите территории, вошедшие в состав России по Ништадтскому мирному договору. Поработайте с историческими картами, отражающими территорию России 17 – 18 вв. Установите, когда (в какой четверти, половине века) перечисленные территории вошли в состав России. Территории: Крым, Левобережная Украина и Киев, Эстляндия и Лифляндия, Восточная Сибирь и Дальний Восток, Правобережная Украина. С 7 класса вводятся карты, содержащие информацию по экономике. Например: Определите по карте «Экономическое развитие России в XVII в.”, какие отрасли промышленности в это время получили развитие и в каких городах; на основе сопоставления данных соответствующих стенных карт сравните экономическое развитие России в 17в. и в 18 в.; сравните экономическое развитие стран Европы с развитием хозяйства России в 18в.
-
8 класс История России Охарактеризуйтегеополитическое положение России в мире к концу XIX в. по следующему плану: континентальное положение; территория и климатические зоны; этнический состав населения; соседи; природные богатства; внешнеполитическое наследие предшествующих эпох.
-
-
Напишите имя полководца, участвовавшего в походах, обозначенных карте.
-
Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 3. Напишите название озера, на котором произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой 1.
-
Задания на анализ содержания исторической картыс привлечением знаний из других источников
-
а) "По карте "Расселение людей в Восточном полушарии 10—4 тыс. лет назад" проследите, как изменялась площадь земледелия10—7 тыс. лет назад, 7—5..., 5—4... Покажите территорию, где в эти же периоды обитали скотоводы и охотники. Была ли разница в уровне жизни первобытных земледельцев и охотников? Объясните ее на основании карты. Как вы можете объяснить существование "белых пятен" на этой карте?"
-
б) "Сравните политическую карту мира к началу Нового времени (XVI в.) и к концу его (к. XIX в.). В качестве линий длясравнения используйте присутствие на карте суверенных государств,полуколоний, колоний. Сделайте выводы о характере основных изменений на карте".
-
Задания на локализацию исторических фактов покарте с элементами анализа ее содержания для решения проблемных задач
-
а) "Покажите по карте первые районы земледелия/металлургии. Объясните, почему они стали древнейшими очагами новой культуры?" б) "Объясните, как человек разумный смог освоить Землю "не замочив ног"?" в) "Определите с помощью карты, в каких районах Землив качестве денег 10—4 тысячи лет назад могли использоваться:морские раковины; перья экзотических птиц; поросячьи хвостики; мешочки с какао-бобами; шкурки пушных зверьков; бруски железа и т. д.?"
-
Творческие образные задания
а) "Проложите по карте путь юного первопроходца, который на самом деле мог 15 тысяч лет назад от реки Амур через остров Сахалин добраться до Курильского архипелага и острова Хоккайдо. Расскажите, каких грозных животных и необычные природные явления увидел он на своем пути? Какие племена ему встретились? Чем они занимались? Поскольку мы сейчас пользуемся искаженными древними названиями рек, озер, долин и т. п., придумайте свои топонимы или объясните по-своему значение сохранившихся названий."
-
Задания на восстановление соответствия в одном из столбцов содержат картографические данные, в другом — события или даты, или имена исторических деятелей:
Соотнесите имена основателей с названиями городов, ими заложенных: Москва Владимир Мономах Киев Ярослав Мудрый Ярославль Святослав Владимир Кий Юрьев Юрий Долгорукий Переяславль Дмитров
-
Задания на группировку картографических сведений строятся на самых разнообразных критериях:
Отметьте географические пункты, через которые новгородские купцы могли попасть: а) в Черное море, б) в Каспийское море, в) в Балтийское море. Отметьте княжества, связанные с деятельностью: а) Андрея Боголюбского, б) Всеволода Мстиславича, в) РоманаМстиславича, г) Юрия Долгорукого, д) Всеволода Большое Гнездо.
-
картографический диктант.
работа с картографической сеткой, где нанесены географические названия, связанные с определенным историческим событием, а ученики должны соединить их в заданном порядке На чистых листах бумаги по памяти ученики выполняют одно за другим задания, охватывающие содержание важной темы или раздела. Например, "Восстание рабов под предводительством Спартака": Нарисуйте контуры Аппенинского полуострова и островаСицилия. На них обозначьте принятыми значками и надпишите: а) г. Рим и реку, на которой он основан; б) город, где находилась школа гладиаторов, в которой Спартак преподавал последние годы; в) первый лагерь восставших рабов-гладиаторов;
-
игровые способы проверки картографических знаний являются задания, условно именуемые "Маршруты", "Путешествия", "Походы".
школьникам предлагается только по контуру движения (конфигурации походов первооткрывателей и исследователей новых земель, предводителей, военачальников и т. п.) узнать, какой исторический факт здесь отображен. "Определите, на какой схеме изображен путь экспедиции Васко да Гама, на какой — Бартоломеу Диаша". Схема №»1 Схема № 2
-
задания, рассчитанные на образное воображение облегчающие запоминание очертаний географических объектов и ориентировку в условных символах исторических карт
На что похожи контуры: Аппенинского полуострова? острова Сицилия? острова Великобритания? остров Сахалин? Северная часть Персидского залива с устьями рек Тигр и Евфрат? долина Нила?
-
Критерии оценивания работы с контурной картой
Умение точно и правильно выполнить задание по карте; Умение точно и аккуратно нанести объекты и надписи на карту; Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты); Соблюдение правил работы с картой (использование светлых тонов для закрашивания, работа при закрашивании только цветными карандашами); Отсутствие речевых и грамматических ошибок.
-
Критерии оценивания работы с исторической картой
Умение соблюдать алгоритм чтения карты; Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте; Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую; Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог); Речевая грамотность.
-
В итоге, такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребёнку мыслить, искать, находить.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.