Презентация на тему "Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы"

Презентация: Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы
Включить эффекты
1 из 41
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы" по педагогике. Презентация состоит из 41 слайда. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.36 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    41
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы
    Слайд 1

    Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы Подготовила: Тарасенко Алёна Витальевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Восточный, Октябрьского района, Амурской области.

  • Слайд 2

    Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам. Сократ

  • Слайд 3

    УУД

    Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

  • Слайд 4

    Виды универсальных учебных действий:

    Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

  • Слайд 5

    Регулятивные действия

    - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: -целеполагание -планирование -прогнозирование -контроль -коррекция -оценка -волевая саморегуляция

  • Слайд 6

    Познавательные универсальные  действия

    - включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

  • Слайд 7

    Коммуникативные действия

    - обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  • Слайд 8

    Особенности учащихся современной средней школы

    Неверие в традиции и ценности Клиповое мышление Отсутствие интереса к чтению Информация воспринимается как ничья Усиление эгоцентричности

  • Слайд 9

    Личностные УУД

    обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

  • Слайд 10

    Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

    действие смыслообразования действие нравственно-этического оценивания

  • Слайд 11

    действие смыслообразования

    т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  • Слайд 12

    действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.  

  • Слайд 13

    Способы формирования личностных УУД

    Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника.

  • Слайд 14

    К личностным УУД относятся

    положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

  • Слайд 15

    Виды заданий участие в проектах; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений.

  • Слайд 16

    Технологии обучения

    ЦЕЛЬ: построение процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

  • Слайд 17

    Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения. На уроках русского языка и литературы возможен широкий спектр проблемных ситуаций. Наиболее продуктивными являются проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать»

  • Слайд 18

    При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

    умственных способностей учащихся (возникающие затруднения   заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения); креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

  • Слайд 19

    Технология продуктивного чтения

    Выделяем этапы работы с текстом на уроках: до начала чтения в процессе чтения после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)

  • Слайд 20

    Технология оценивания учебных успехов

    Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников за счёт изменения традиционной системы  оценивания и также тесно связана с регулятивными универсальными учебными действиями .У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех.

  • Слайд 21

    Информационно-коммуникационная технология

    Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

  • Слайд 22

    ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации.

  • Слайд 23

    Технология проблемного диалога

    Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. М. М. Бахтин

  • Слайд 24

    Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

  • Слайд 25

    на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: -постановка учебной проблемы -поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

  • Слайд 26

    Организационные моменты:

    - ни одна из реплик не должна остаться без ответа;- учебный диалог ограничен во времени;- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;- учебный диалог требует полных ответов;- учебный диалог требует предварительной подготовки

  • Слайд 27

    Технология постановки учебной проблемы Поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования

  • Слайд 28
  • Слайд 29

    Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: 1.побуждающий от проблемной ситуации диалог 2.подводящий к теме диалог; 3.сообщение темы с мотивирующим приёмом.  

  • Слайд 30

    Побуждающий от проблемной ситуации диалог Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий: 1) создания проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

  • Слайд 31

    Урок в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

  • Слайд 32
  • Слайд 33

    Этап поиска решения учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».   Учитель Ученик Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Приём 1. Одновременное предъявление противоречивых фактов. Формулируют проблемный вопрос. - Посмотрите внимательно на слова и попробуйте высказать свои предположения, от чего зависит выбор гласной в суффиксе. - Возможно, в одушевлённых существительных пишется суффикс –ик (пёсик), а в неодушевлённых –ек . (ошибочная гипотеза) - Все согласны или есть возражения? - Существительное мячик с суффиксом –ик неодушевлённое. (контраргумент) - Ещё какие есть гипотезы? - Может быть, после мягких согласных пишется суффикс –ик (пёсик), а после твёрдых - -ек (овражек). (ошибочная гипотеза) - С этой гипотезой согласны? - В слове ёжик суффикс –ик после твёрдого согласного. Подсказка к решающей гипотезе. - Просклоняйте данные существительные. - И. п. пёсик, овражек Р. п. пёсика, овражка Д. п. пёсику, овражку В. п. пёсика, овражек Т. п. пёсиком, овражком П. п. о пёсике, об овражке - Что вы заметили? - При склонении существительного «пёсик» суффикс –ик сохраняется, а при склонении слова «овражек» буква Е из суффикса выпадает во всех падежах, кроме винительного. - Давайте возьмём ещё другие слова. Например, мячик, платочек. Также просклоняем. Что вы заметили? Ученики склоняют. - Суффикс –ик сохраняется, а из суффикса –ек гласный выпадает. - Сформулируйте правило. - Если при склонении существительного гласный суффикса выпадает, то пишется суффикс –ек, если гласный сохраняется, то пишется суффикс –ик. - Сравним сформулированное вами правило с правилом, представленным в учебнике.  

  • Слайд 34

    Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа».

       Учитель Ученики - Отгадайте шарады, запишите ответы в тетрадь. Две ноты, союз, Всё вместе – игра, В которую любит Играть детвора. (До-ми-но) Мой первый слог – на дереве. Второй мой слог – союз. А в целом я материя. И на костюм гожусь. (Сук-но) - Какие слова-отгадки вы записали? - Домино, сукно. - Образуйте от данных существительных форму множественного числа. Учащиеся пытаются выполнить задание. - Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Какой возникает вопрос? - Не знаем, как правильно выполнить задание. - Есть ли форма мн. числа у данных существительных? - Сегодня нам предстоит об этом узнать.  

  • Слайд 35

    Подводящий к теме диалог Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя: «Так. Кто думает иначе?» Урок в 5 классе « Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

  • Слайд 36

    На доске начерчены схемы: 1. [Ө, Ө = ] 2. [Ө и Ө = ] 3. [Ө, но Ө = ] 4. [Ө и Ө, Ө и Ө = ] 5. [и Ө, и Ө, и Ө = ] - На доске вы видите несколько схем. Что объединяет все эти схемы? - Это схемы предложений с однородными членами, в частности с однородными подлежащими. - Как вы думаете, почему представлена не одна схема, а несколько? (Наводящий вопрос: «Как могут быть связаны однородные члены?») - В предложении однородные члены могут быть связаны разными способами: по смыслу и интонационно и при помощи союзов. Соответственно, схемы предложений будут разными. - Над чем вы всегда задумываетесь, когда встречаете предложения с однородными членами? - Как правильно расставить знаки препинания. - Назовите ключевые слова нашего диалога. - Однородные члены, знаки препинания. - Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. - Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

  • Слайд 37

    Сообщение темы с мотивирующим приёмом

    Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся.

  • Слайд 38

    Приём «яркое пятно» на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Морфологические признаки слов».

    Учитель Ученики - Послушайте стихотворение О. Высотской «Весёлые рифмы» и найдите ключевые слова: Отправляя поздравление, Помни правила склонения, Род, число и падежи Крепко в памяти держи! - Склонение, род, число, падеж. - Какое словосочетание обобщает все эти термины? - Морфологические признаки. - Совершенно верно, тема урока «Морфологические признаки слов».  

  • Слайд 39

    Особенности проблемного диалога на уроках литературы.

    Метод проблемного анализа Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Центральный вопрос анализа выдвинут авторским предисловием: «Действительно ли Печорин – герой своего времени?»

  • Слайд 40

    1 урок. Странный человек («Бела»). Кто Печорин – виновник или жертва трагедии? 2 урок. «Об чем было нам говорить?» («М. М.»). Кто более прав в отношении друг к другу Печорин или Максим Максимыч? 3 урок. «Какое дело мне до радостей и бедствий человека?» («Тамань»). Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов? 4 урок. «За что они меня все ненавидят?» («Княжна Мери»). Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? 5 урок. «Неужели зло так привлекательно?» («Княжна Мери») Отчего любят Печорина, если он приносит страдания? 6 урок. «Зачем я жил? Для какой цели я родился? («Фаталист»). К кому относится название последней части романа? 7 урок. «Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» В чем автор согласен с Печориным и в чем спорит с ним?

  • Слайд 41

    Благодарю за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке