Содержание
-
Тема по самообразованию:
Воспитатель: Ювченко Л. А. “Художественная литература в развитии творческих способностей Детей”
-
актуальность
Восприятие худ. литературы, особый вид детской деятельности. Это форма активности ребёнка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
-
цель работы:
Формировать творческие способности детей посредством восприятия художественной литературы.
-
интеграция образовательной области«чтение художественной литературы» с другими образовательными областями:
Физическая культура. Задачи: 1. Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей. 2. Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений. 3. Учить самостоятельно организовывать п/и, придумывать варианты игр, собственные игры. Работу с детьми провожу в утреннее время, во время организованных видов деятельности, на прогулке, перед обедом, после сна.
-
Формы работы в данной области
«Звериная зарядка» А. Барто; физкультминутки посредством потешек : «совушка-сова», «как у нашего кота», «ду-ду-ду, сидит ворон на дубу» и т. д. Подвижные игры: «гуси-лебеди», «мы веселые ребята», «гори-гори ясно», «карусели», «шла коза по лесу» и т. д. Планируется совместная деятельность с родителями в старшей группе, праздник «Мама, папа, я – спортивная семья!», где будут разучиваться речевки, стихи, пословицы.
-
здоровье
Задачи: 1. На примере произведений худ. литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания. 2. Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений худ. литературы. 3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью ,осознания правил безопасного поведения.
-
ФОРМЫ РАБОТЫ В данной области
Использование потешек при проведении гигиенических процедур: «ой лады, не боимся мы воды!», «если носик твой сопит, значит он совсем забит», «кран откройся! Нос, умойся!» Чтение худ. произведений: «Мойдодыр» К. Чуковский. «Что такое хорошо, что такое плохо?»В. Маяковский. «Девочка чумазая» А. Барто. Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника» после прочтения «Айболит» К. Чуковского. Планируется на следующий учебный год досуг: «Путешествие в страну здоровья».
-
социализация
Задачи: 1 .Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, их полной или частичной драматизации. 2. Обогащать литературными образами игровую,изо деятельность детей, конструирование. 3. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям. 4. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. 5. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев. 6. Участвовать в драматизации знакомых произведений.
-
Форм работы в данной области
Использованиепотешек при одевании на прогулку: «Будем быстро одеваться, на прогулку собираться!», «Мы во всем порядок любим…» Дидактические игры: «Отгадай сказку», «Сказочное королевство», «Чьи это слова?», «К какому рассказу иллюстрация?», «Мир стихов», «Подскажи словечко», «Назови героев сказки». Игры драматизации, досуги: «Заяц в русских сказках», «Путешествие по сказкам», «Любимые стихи А. Барто», «Приключение в сказочной стране Лукоморье», «В гостях у бабушки», «Сказка даст нам отдохнуть», «У меня зазвонил телефон по К. Чуковскому», «Музей сказок Пушкина», «Петушок и его друзья». Планируется в перспективе «Поэтический вечер», чтение стихов с детьми и родителями.
-
безопасность
Задачи: 1. Учить ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах. 2. Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города. 3. Учить детей простейшим способам оказания первой помощи.
-
Формы работы в данной области
Гимнастика с использованием «Дорожной песни» (ворона мама строгая учила воронят). Беседа по содержанию стихотворения М. Дружинина «Правила дорожного движения». Чтение «Мы с Тамарой ходим парой» А. Барто; «Футбольный мяч» А. Усачев. Оформление книги «При пожаре звони 01». Планируется в перспективе оформление стенда «Правила безопасности» с использованием рисунков и стихов придуманных родителями.
-
познание
Задачи: 1. Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета. 2. Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями. 3. Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях. 4. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажей и сюжетно-тематических единицах литературных произведений. 5. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы.
-
Формы работы в данной области
Использование загадок, поговорок, пословиц, стихов в познавательном цикле, на конструировании, экологии. На прогулках при проведении наблюдений- чтение стихов о временах года, о животных, о природе. Использование стихов при создании построек: А. Барто «Строители», «Грузовик», «Самолет». «Вечера загадок» (тематические: о природе, животных, временах года.
-
коммуникация
Задачи: 1. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесном творчестве. 2. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. 3. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. 4. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво. 5. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.
-
Формы работы в данной области
Беседа по содержанию стихотворения Е. Благиной «Посидим в тишине»,А. К. Толстого «Осень быстро обсыпает весь наш бедный сад» и т. д. Разучивание стихотворений используя схемы; «я начинаю, вы продолжаете». Пересказ сказок , рассказов. Заучивание чистоговорок, скороговорок. Описание героев произведения. Театрализованные постановки пальчиковым театром, настольным, плоскостным, на фланелеграфе, костюмированным. Рассматривание и обсуждение иллюстраций книг. Планируется в перспективе посещение кукольного театра.
-
Художественное творчество
Задачи: 1. Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры- бережное отношение, желание повторно прослушать книгу. 2. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора. 3. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве. 4. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения. 5. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке. 6. Подведение детей к перенесению разнообразных средств худ. выразительности в продуктивную деятельность.
-
Формы работы в данной области
Использование иллюстраций к художественным произведениям при проведении гигиенических процедур и режимных моментов ( иллюстрации к произведениям Е. Благиной «Аленушка», К.Чуковский «Мойдодыр». Рисование иллюстраций к знакомым литературным произведениям. Лепка, аппликация любимых героев, сюжетов. Ознакомление с репродукциями отражающими литературные произведения. Планируется в перспективе посещение художественного музея.
-
Труд
Задачи: 1. Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. 2. Воспитывать заботливое отношение и уважение к книге. 3. Воспитывать уважение к повседневному труду взрослых, их жизненному опыту, заботливое отношение к животным. 4. Знакомство с профессиями.
-
Формы работы в данной области
Использование потешек при уборке игрушек, вещей «Мы с игрушками играем, их на место убираем…», «Зайчик Саша скок-поскок,подбери штаны, носок…» Чтение «Чем пахнут ремесла», «А что у вас?» С. Михалков, «Бабушкины руки» и т. д. Работа в уголке книги: расстановка книг в соответствии с тематикой, ремонт книг, «подари книге вторую жизнь». Изготовление книжек –малышек.
-
музыка
Задачи: 1. Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыку, поэтичность речи. 2. Развитие образности речи. 3. В играх-драматизациях формировать умение вносить элементы творчества в двигательные и интонационно-речевые характеристики персонажа. 4. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.
-
Формы работы в данной области
Гимнастика под песню из мультфильма «38 попугаев- веселая зарядка». Музыкально-дидактическая игра «Угадай, кто позвал?»; «Гори-гори ясно»; «Заинька попляшем». Использование музыкального сопровождения к литературным произведениям. Прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыкальные инсценировки сказок.
-
заключение
Наши дети пережили рубеж трехлетнего возраста, уже полностью сформировались как личность. Словарный запас достаточно разнообразен. Дети легко вступают в контакт, как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети переходят из пассивного слушателя в активного участника, переживающего за героев литературных произведений, высказывающего свое собственное мнение, суждение. У детей активизируется физиологическая потребность в знаниях всего, что их окружает. Им интересны сверстники, мир животных и мир взрослых. Они интересуются явлениями природы. Многих детей можно назвать «почемучками»: «Почему солнце так высоко, а тепло греет? », «Почему зимой идет снег, а летом дождь? », «Почему птицы летают? » и др. У наших детей появляется очень интересная особенность – они рассказывают своим близким и друзьям невероятные истории и события, которые они сами якобы переживали. Наши дети с удовольствием слушают русские народные, авторские и зарубежные сказки. Они сами определяют добро и зло, оценивают поступки героев. Дети нашей группы легко запоминают литературные сказки А. Пушкина, К. Чуковского и С. Михалкова, С. Маршака. Они охотно подбирают и рифмуют слова. Любые попытки рифмовать слова поощряю, так как это способствует развитию речевого слуха. Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для наших детей одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово помогает детям уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями. Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала. Слушая рассказ или сказку, они живут жизнью героев, как будто сами становятся участником этих событий, сочувствуют положительному герою и осуждают зло. Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность стихов, выразительность языка очень нравятся детям. Они хорошо чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают сказки.
-
художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность стихов, выразительность языка очень нравятся детям. Они хорошо чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают сказки, народные песенки, стихи и потешки. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у них начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости. Художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает детям понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетическое представление.
-
Взаимодействие с родителями
Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, иллюстраций. Изготовление костюмов для драматизации. Консультация: «Как научить ребенка составлять рассказ». Рекомендации: «книга в жизни ребенка»; «семейное чтение»; «не спешите расставаться с прочитанной книгой». Пополнение библиотеки группы.
-
Рекомендации воспитателям
эмоциональное, выразительное чтение, передавая голосом того или иного персонажа; - стихи, сказки, рассказы должны подбираться по возрасту; - при подборе стихотворений необходимо учитывать время года; - в младших группах: стихи, потешки короткие, чтение необходимо сопровождать картинками или игрушками; сказки – показом одного из видов театра, чтобы заинтересовать детей. Дети любят играть в «Театр игрушек», масками, шапочками; - во второй младшей группе – продолжать работу. Дети сами начинают инсценировать, используя маски, полумаски, шапочки; - в средних, старших, подготовительных группах – дети любят инсценировать сказки, описывать, оценивать героев. Необходимо подготовить костюмы разных персонажей, разные выды театра, дидактические, настольные игры, пазлы, создать условия для художественно-творческой деятельности, с детьми можно делать маски, атрибуты для инсценировки. Дети сочиняют сказки, рифмуют. Нельзя при этом не вспомнить слова великого педагога К. Д. Ушинского: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.