Содержание
-
Роль Художественной литературы в развитии творческих способностей детей
Подготовила: Петрухина Л.А., воспитатель ГБОУ Школа №1056 ДО-4
-
Сухомлинский в.а.
«Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение книг стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг»
-
ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. Писатель, создавая произведение, воздействует на эмоции человека. Эмоциональная деятельность подталкивает мыслительную; мысли стремятся к речевому оформлению. Следовательно, хорошая книга учит думать, развивает речь, память, побуждает к творчеству.
-
ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЖИЗНИ ребенка
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка.
-
Воздействие художественной литературы на развитие ребенка
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. При чтении художественной литературы ребенок видит перед собой определенную картинку, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события. Чем сильнее переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Художественная литература формирует у детей положитель- ные и отрицательные эмоции и на основе этого возникающие образы у детей имеют соответствующий колорит, способы изображения.
-
Художественно-творческая деятельность
В наше время становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задача их развития – одна из важных задач в воспитании современного человека. Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и способности выражать свои чувства, представления о мире различными способами, гибко, нестандартно мыслить. Для этого необходимо научить его видеть в каждом предмете разные его стороны, отталкиваясь от отдельного признака, строить новый образ. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения является художественно-творческая деятельность, которая является ведущим способом эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральным является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в лепке, рисунке, аппликации, конструировании).
-
Художественное творчество является средством формирования эстетического отношения к литературным произведениям. При восприятии литературного произведения дети, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художествен-ной формы. бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
-
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Фиксируется внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. И в каждом возрасте это происходит последовательно.
-
В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
-
Творческие способности
Воспитывая любовь к художественным произведениям, тем самым развивается речевая деятельность и творчество детей. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой можно использовать различные приемы: пояснение, вопросы, дидактические игры, упражнения, обыгрывание сюжетов, введение музыкального сопровождения, рисование, мнемотехнику и т.д. Занятия лучше проводить в игровой форме, т.к. игра является основным видом деятельности детей. Например, можно отправиться в игру-путешествие на остров любимых стихов, остров сказок; можно отправиться в «Читающую Страну» и побывать в «Школе Мойдодыра», «в штабе Знайки», в «Музее Богатырей». В игре «Моя любимая игрушка» ребёнку можно предложить сделать игрушку персонажем сказки. Затем поинтересоваться у ребенка: где эта игрушка может жить, о чём думает, что любит. Можно проводить познавательные игры по произведениям писателей-природоведов: «Мои любимые зверята», «Лесные разговоры» и т.п.
-
Для более полного восприятия идеи и смысла сказки, для развития коммуникативных навыков детей, для развития творческих способностей на занятиях можно применять метод создания книжек-малышек по прочитанной сказке. Из сложенной цветной бумаги формата А4 возникает книжка-малышка из нескольких страничек. На каждую страничку дети могут наклеить иллюстрации, соблюдая последовательность событий в сказке. Необходимые иллюстрации можно вырезать из старых книг, учебников, журналов. Такой прием создания книжек-малышек помогает решить многие задачи: Учит ценить труд создателей книг и беречь книгу; Лучше запоминать сюжет сказки и последовательность событий; Выражать свое отношение к героям сказки и к их поступкам; Обогащать лексический запас.
-
Можно наклеить цветные иллюстрации на картон, и разрезав на несколько частей, сделать игру «Собери картинку». Эта игра развивает воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображённый на картинке, развивает связную речь. Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребёнку восстановить последовательность сюжета. Играть можно так: перепутав картинки и убрав одну из них, предложить рассказать, какой эпизод «исчез». В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
-
Ещё один метод, который можно использовать для развития творческих способностей при ознакомлении с художественной литературой – это метод наглядного моделирования. Такой метод помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры или полоски; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
-
Работу рекомендуется проводить в два этапа. На первом этапе целесообразно вводить наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы — научить с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться (на сколько это возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы. Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Здесь правомерно включать в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и запечатлению.
-
Обучение пересказыванию русских народных сказок целесообразно начинать с трёх лет. Разыгрывать с заместителями можно такие сказки, как «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и Рак», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, можно использовать разные наглядные модели.
-
Наиболее простой вид наглядных моделей — модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. Например, чтобы разыграть сказку «Репка», нужен жёлтый кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми можно обсудить, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Затем, когда эту часть работы дети успешно осваивают, уместно предложить самим раскладывать заместители в нужном порядке.
-
Введение наглядной модели позволяет понять детям логику сказки. Позже, после овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Применение в работе моделирования дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения занятий. Проект занятий всегда носит мягкий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, может работать в режиме проектирования. Развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: изобразительной, игровой, речевой.
-
Вышеизложенная информация позволяет сформулировать следующие выводы: художественная литература и художественное творчество направлены на формирование у детей самостоятельности мышления, любознательности, познавательного интереса, художественного вкуса, творческих умений, чувства прекрасного. Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. В наши дни следует признать процесс чтения определяющим в образовании, нравственном становлении человека, развитии его творческого потенциала.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.