Содержание
-
«Активизация выразительности речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».
Выполнила: Драган Н.В., воспитатель I категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 37 «Колокольчик»
-
«Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух…Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычными постоянным праздником среди рабочих будней» А.С. Макаренко
-
Актуальность
. В связи с вступлением ФГОС ДО, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст - возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в пополнении словарного запаса играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает большую роль на развитие и обогащение речи ребёнка. В рассказах дети познают: и точность слова, в стихах музыкальность и напевность, ритмичность речи; народные сказки раскрывают и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями и сравнениями.
-
Цель: активизация речи дошкольников посредством художественной литературы
Задачи: Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений, обращать внимание на изобразительно-выразительные средства(образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе, умение слушать и анализировать. Формировать бережное отношение к книге, умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом. Развивать эмоциональную сферу детей, творчество, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, активизировать словарь. Приобщать родителей воспитанников к процессу семейного чтения, направлять процесс домашнего чтения.
-
Чтение художественной литературы
Литературное слушание – важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии дошкольников. Литературное слушание направлено на формирование труднейшего вида речевой деятельности – слушания художественного слова, важная роль которому отводится в ФГОС ДОО. Цель слушания - обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса дошкольников, их стремления к самостоятельному общению с книгой.
-
Выстраивая систему работы необходимо создать хорошую речевую и развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия.
-
Для работы по развитию речи необходимо использовать разнообразные методы и приемы:
Наглядный метод: приёмы - показ иллюстраций, картин, игрушек, просмотр видеофильмов, оформление выставок одного писателя, использование элементов театрализации.
-
Словесный метод
СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД: ПРИЁМЫ – ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С ПРОСМОТРОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕСКАЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ, БЕСЕДА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ, ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ.
-
Практические методы:
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ И СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ, ЭЛЕМЕНТЫ ИНСЦЕНИРОВКИ, ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ТЕАТРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
-
Метод моделирования:
Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) используем метод моделирования, который позволяет составлять схематические планы и модели обложек с помощью системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев.
-
Заместители жанров – геометрические фигуры:
Сказка – круг; Рассказ – прямоугольник; Стихотворение – треугольник; Былина, сказ, легенда – ромб; Очерк – квадрат; Загадка – треугольник с вопросительным знаком.
-
Темы чтения замещаются цветом:
о Родине красным, о детях – желтым, о природе – зеленым, о животных – коричневым, о приключениях, волшебстве, фантастике – синим или фиолетовым.
-
Алгоритм моделирования обложки
Первичное восприятие текста произведения (слушание). Определение жанра. (Что слушали?) Определение темы. (О ком или о чем произведение?) Знакомство с фамилией автора. (Кто написал произведение?) Выделение заголовка. (Как озаглавил автор свое произведение?).
-
-
-
С помощью художественной литературы у детей развивается:
1.Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним. 2. Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание. 3. Умение выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок. 4. Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений. 5. Способность рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций. 6. Память, дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании. 7. Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением и без него.
-
Результат:
Систематическое ицеленаправленное использование разного рода художественных произведений как средство развития речи, а также правильно организованной работы определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формирует коммуникативную культуру, делает речь более выразительной, яркой и эмоциональной. Целевые ориентиры (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…
-
Художественная литература
Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.