Содержание
-
Игровые технологии
-
Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
-
Цели игры:
Игра снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности; Игра позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления; Игра способствует большей вовлеченности обучаемых;
-
Игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах. Игра формирует установки профессиональной деятельности, преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка. В игре проявляется вся личность. Игра позволяет осмыслить полученные результаты.
-
Игра подразделяется по игровой методике следующим образом:
Предметная. Сюжетная. Ролевая. Деловая. Имитационная.
-
Ролевая игра
Это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проигрывания» жизненной ситуации или профессиональной ситуации
-
Сценарий ролевой игры сближает события в реальности значительно отдаленные, позволяя участникам увидеть и понять «как слово наше отзовется», и при желании апробировать иную стратегию поведения.
-
Проигрывание определеннойсценариемроли, отождествляетс ней и помогает обучающемуся: *Обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях. *Установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению. *Пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.
-
Организация учебного процесса на основе ролевой игры
I этап - сценарий ролевой игры; II этап - проведение игры как таковой; III этап - подведение итогов игры.
-
Сценарий ролевой игрыСуществуют различные модификации ролевых игр. Выбирая одну из них для сценария необходимо ориентироваться на ряд факторов.
-
Основные факторы:
конкретные дидактические цели занятия в предметно – содержательном и социально-психологическом аспекте; степень зрелости воспитанников и их готовность к подобной деятельности; временные ресурсы; уровень компетентности педагога и его опыт использования интерактивных методов обучения.
-
Проведение игры
Педагог (создав игровую ситуацию) является нейтральным наблюдателем; в ходе игры происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении; цель – достичь компромисса, не жертвуя основными принципами; для повышения эффективности метода ролевой игры возможно использование видеотехники.
-
Характеристики ролевой игры
Наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему; Наличие ролей. Различие целей участников игры, исполняющих разные роли. Взаимодействие ролей. Наличие общей цели у всего игрового коллектива.
-
Способы распределения ролей
Возможны два варианта: 1)Роли распределяются между некоторыми слушателями, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями. 2)Слушатели разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа коллективно берет на себя роль отдельного лица – участника ситуации.
-
Подведение итогов игры
Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний и обмен эмоциональным опытом между участниками игры; Далее идет анализ ролевой игры, который включает в себя самоанализ участников игры и «обратную связь»в их адрес от других членов группы.
-
Завершается обсуждение сопоставлением проигранной ситуации с реальными событиями, поиском аналогий из жизни . Одним из результатов обсуждения может быть внесение поправок и изменений в игру, участники также могут предложить повторное проведение игры, чтобы прожить ситуацию в другой роли или испытать другую стратегию поведения.
-
Роль наблюдателя очень важна, он не только внимательно следит за развитием ситуации и сопереживает происходящему. Он учится видеть чужие промахи и успехи, замечает чужие проблемы, наблюдатели делаютпервый шаг на пути к признанию своего несовершенства. Наблюдательный лист составляется педагогом, в нем содержится перечень критериев, которые для удобства заполнения сведены в таблицу.
-
Главным итогом ролевой игры можно считать желание участников воплотить полученный опыт в жизнь и их веру в успех.
-
Деловые игры
Это модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения. Такая игра строится на моделировании объекта управления, но для принятия решений в ней обязательно должны быть роли. Как должностные, так и игровые, игровое проектирование решений и взаимодействие участников.
-
Деловые игры можно использовать для создания управленческих и коммуникативных обучающих моделей, способствующих лучшему пониманию интерактивных (сотрудничество) и персептивных (восприятие и понимание) механизмов взаимодействия и коллективного принятия решений , развивающих аналитический, диагностический и прогностический потенциал обучаемых.
-
Виды деловых игр
В зависимости от целевой направленности могут быть: производственные – ставят целью принятие решений по проблемам производства, оказание помощи предприятию, организации или учреждению по переходу на новый хозяйственный механизм, разработку стратегий выживания в условиях стагнации, нерентабельности или конкурентной борьбы;
-
исследовательские – связаны с разработкой новых концепций, испытанием проблем и решений гипотетического характера, прогнозированием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений; квалификационные или аттестационные – проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов, принятия решений по вопросам подбора или увольнения, придвижения, оценки и аттестации кадров, управления компетентностью персонала предприятия; дидактические – развивают репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мышление, адаптационные свойства и способности, профессиональные и коммуникативные знания, умения и навыки.
-
Признаки деловой игры
по целенаправленности- учебная, исследовательская, экспериментальная, проектировочная, производственная, универсальная; по форме взаимодействия участников – игра с взаимодействием (установление контакта с помощью различных видов связи является обязательным элементом), без взаимодействия (решения одной группы не влияют на результаты и поведение другой);
-
по динамике моделируемых ситуаций – саморазвивающаяся, с регламентированным временем; с произвольным (зависящим от решения задач) регламентом; по способам обработки и передачи информации – ручная и с использованием обычных технологий тех.средств оргтехники;
-
по скорости игрового времени- с реальным масштабом времени, в условно ускоренном времени, в условно замедленном времени, в произвольном масштабе времени; по типу коммуникации – с использованием устной, письменной, визуальной, формальной, неформальной, межличностной, межгрупповой коммуникации; по конечному продукту игры – с материализованным конечным продуктом или с абстрактным результатом.
-
Характеристики деловой игры
Моделирование процесса деятельности по выработке управленческих решений. Распределение ролей между участниками игры. Наличие общей цели у всего игрового коллектива. Коллективная выработка решений участниками игры. Реализация цепочки решений в игровом процессе. Многоальтернативность решений. Наличие управляемого эмоционального напряжения.
-
Преимущества деловых игр
Повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх. Обучаемые получают и усваивают большее количество информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений. Участие в деловых играх развивает аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых.
-
Изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний. Растет самооценка обучаемых, а для тех у кого она была завышена – становиться более объективной. Накопленный в деловых играх опыт помогает более правильно оценивать возможные реальные ситуации.
-
Подготовка к разработке и описанию деловой игры
Источники деловой игры. Состав и количество участников игры. Регламент деловой игры. Сценарий деловой игры или ее блок-структура. Система оценивания результатов деловой игры. Вспомогательный материал. Организация пространственной среды.
-
Порядок проведения деловой игры
Введение в игру. Разделение слушателей на группы. Погружение в игру. Изучение и системный анализ ситуации или проблемы. Игровой процесс. Общая дискуссия . Подведение итогов игры. Рефлексия. «Выгружение из игры».
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.