Содержание
-
Игровые технологии на уроках русского языка.
Учитель русского языка и литературы МАОУ лицея «Морской технический» Т.П.Плужник
-
Задачи:1. Дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка.2. Рассказать о дидактических играх на уроках.3. Привести примеры уроков с использованием дидактических игр, а также описание игр, игровых приемов.
Цельданной работы: показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.
-
«...она [игра]неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы». Л. С. Выготский «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Ф.Шиллер
-
Играесть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии.
Функции игры Познавательный интерес, активизация деятельности Развитие ВМ, логического мышления, творческих способностей Коммуникативная Социализация, толерантность Межнациональная коммуникация Повышение самооценки
-
Условия использования игр на уроках:
1) Соответствие игры учебно - воспитательным целям урока. Игровые задачи всегда соединяются с дидактическими. Доступность для учащихся данного возраста. Эмоциональная установка. Умеренность в использовании игр на уроках. Игра не самоцель, а средство, способствующее сотрудничеству на уроке. Вовлечение в работу всех учеников. Умение выслушивать мнение других.
-
Возможности использования игровых технологий:
1) Ролевые игры на уроке (инсценирование); 2) Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок – КВН, урок-фестиваль); 3) Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 4) Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5)Различные виды внеклассной работы(лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
-
Преимущества игровых технологий
1.Игровая методика особенно хорошо работает на слабых учеников. 2. Реализует потребность подростков в общении. 3. Способствует развитию сферы общения школьников. 4. В игре проявляются все три стороны общения: информативная( передача и сохранение информации); интерактивная(организация взаимодействия и совместной деятельности) и перцептивная ( восприятие и понимание человека человеком).
-
5. Меняют форму взаимодействия учителя и ученика. 6. Изменяет объектную позицию учащегося в субъектную, активно действующую. 7. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. 8. Игра развивает интерес к предмету и активизирует мыслительную деятельность учащихся. 9. Игра включает ученика в активный процесс получения и переработки знаний. 10. Игра расширяет кругозор учащегося, ставит его перед ситуацией нравственного выбора, принятия самостоятельного решения. 11. Именно в процессе игрового диалога ребёнок усваивает те модели и методы, которые позволяют ему действовать самостоятельно. (Д. Бруннер) 12. Игра имеет психотерапевтическое воздействие на ребёнка. 13. Именно в игре происходит в основном переход с низших на более высокие уровни развития ребёнка.
-
«Лестница»
...ЛИС... ...ЛИС... ...ЛИС... ...ЛИС... ...ХОД... ...ХОД... ...ХОД...
-
«АУКЦИОН»
Назвать как можно больше фразеологизмов со словами: голова, язык, зубы, ноги
-
«Скрытое слово»
Подберите к каждому слову антоним и прочитайте «скрытое слово». Все слова-антонимы должны начинаться одинаковой буквой. 1. Конкретный 2. Мирный 3.Несчастный 4. Пассивный 5. Симпатичный 1. 2. 3. 4. 5.
-
«Орфографическая эстафета»
Класс делится на команды (по рядам). На доске написано слово с орфограммой. Каждый член команды должен написать слово с орфограммами, которое начиналось бы буквой, на которую закончилось предыдущее. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием. Например, юность – теснина – атомоход -...
-
«Отгадай слово»
А) Угадайте слово, в котором: корень от слова земля, суффиксы от слов весенний, кровать, окончание от слова лопата. Б) Угадайте слово: государственная песня +часть мира. В) Угадайте слово: воронье слово+игровая карта. Г0 Угадайте слово, в котором: приставку от слова бесцветный, корень от слова вода, суффикс от слова парный, окончание от слова парный, окончание от слова красивый.
-
«Займи позицию»
На доске – в разных местах – листы с надписями: «качественные», «относительные», «притяжательные». Каждый ученик, предварительно вытянув листок с написанным на нем словом, должен подойти к соответствующему листу, назвать свои прилагательные и обосновать свой выбор.
-
«Алфавитные истории»
1. Давным-давно, декабрьским днём, дворник Данила демонстрировал детворе доброго длиннохвостого, дружелюбного, дрессированного дракона, дудящего в длинную деревянную дудку. Сочините свои рассказы на следующие буквы: А,К, М, О, С. 2. Попробуйте «составить алфавит» из названий зверей, или из названий фруктов и овощей.
-
«Лингвистические раскопки»
Определите, сколько слов, относящихся к школьному обиходу, «спряталось» на стыках слов. Свой ответ аргументируйте. Пройдя по едва заметной тропе налево, к реке, мы залюбовались утренним пейзажем. Спящую воду окутал таинственный пар. Там же, где его уже съело солнце, видно, как с дальних береговых круч к аметистовому небу струится лёгкое марево. Под тяжестью обильной росы трава на поляне поникла. С сырой, болотистой низины собирает речка питающие её ручейки. Они журчат ласково и вблизи нашей стоянки. И чтобы подойти к воде, надо с камня на камень прыгать и не расслабляться. С пустым ведром бежишь резво, но к полному отношение другое.
-
Пройдя по едва заметной тропе налево, к реке, мы залюбовались утренним пейзажем. Спящую воду окутал таинственный пар. Там же, где его уже съело солнце, видно, как с дальних береговых круч к аметистовому небу струится лёгкое марево. Под тяжестью обильной росы трава на поляне поникла. С сырой, болотистой низины собирает речка питающие её ручейки. Они журчат ласково и вблизи нашей стоянки. И чтобы подойти к воде, надо с камня на камень прыгать и не расслабляться. С пустым ведром бежишь резво, но к полному отношение другое.
-
«Филворд»
-
«Битва мудрецов»
Каждая из команд выбирает пословицу и доказывает, что эта пословица верна во всех случаях, вторая команда доказывает обратное. Игра проводится в два раунда. Сначала доказывает первая команда, вторая опровергает, затем наоборот.
-
«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)
-
Список литературы
1. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1999 г. 2. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г. 3. «Русский язык в школе», 2002 г., №4 4. «Русский язык в школе», 2001 г., №5 5. «Русский язык в школе», 2001 г., №3 6. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1994. 7. Литература в школе. – 1998. - №4. 8. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире.- М.: ВАКО, 2006. – 128с. – (Педагогика. Психология. Управление). 9. Скоркина Н.М. Литературные гостиные. (Тематические вечера для старшеклассников).- Волгоград: «Учитель – АСТ», 1999. – 96с. 10. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. -288 с.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.