Содержание
-
Исследовательская деятельность по литературе: принципы организации и формы презентации
-
Исследовательская деятельность…Что понимать и понимают под этим словосочетанием? Это путь познания объективного мира,это специфическая человеческая деятельность, которая ,во-первых, регулируется сознанием и активностью личности, во-вторых,направленана удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, в-третьих,продуктомкоторой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость целей.
-
Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: -мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; обобщение и систематизация; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия). -умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации. -умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
-
Каковы главные принципы организации исследовательской деятельности? целенаправленность и систематичность мотивированность творческая атмосфера личность педагога учет возрастных особенностей школьника - доступность форм и методов проводимых исследований добровольность в выборе темы и занятий учеников
-
В результате правильно организованной исследовательской деятельности обучающиеся получают возможность формировать, развивать и совершенствовать следующие учения: -умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы). -умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации). -умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение). -умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика). -умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью.
-
Исследовательские работы по литературе можно разделить на следующие виды:1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения, с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. 2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический.
-
3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. 4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей. Учащиеся учатся на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создавать нравственно-психологический портрет писателя 5. Работы, направленные на создание проектов.
-
Все формы предъявления результатов можно обозначить как -вербальные (доклад, реферат, собеседование, публикация) -наглядно-графические(действующие модели, макеты,карты, плакаты, альбомы фотографий, коллекции) -комбинированные(видеофильмы, буклеты, стенды,портфолио)
-
Примерная тематика и формы исследовательской работы: Символика чисел в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» Сочетание разных жанров в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» Бал как явление культуры Дуэль как историческая реалия ХIХ века Судьба первых лицеистов Урок-исследование «Доминантный смысл художественного текста. (Творчество Н.Гумилева»)
-
-На уроках литературы в 7-8 классах можно предложить учащимся составить историко –литературный комментарий к произведению. (Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре-месяце», А.С.Пушкин«19 октября 1825»).Например, из стихотворения А.Пушкина выписываем слова и словосочетания: Нева Он не пришел, кудрявый наш певец Вильгельм Он взял Париж Затворник ваш опальный День Лицея Судьбины гнев
-
Исследование определенного концепта (например, концепта «яблоко» при изучении народных или авторских сказок).
-
-Исследовательский проект по теме «Литературная карта Алтая» представлен буклетом с таким же названием. -При изучении темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века» (5 класс) учащиеся работают над проектом книги-миниатюры «Поэты Алтайского края о природе и Родине».
-
-Исследовательская работа со словником (учебник литературы 6 класса Г.С.Меркина) завершается составлением словаря сказочных и мифологических персонажей.
-
Презентация подготовлена слушателями курсов ФГБОУ ВО «АГПУ»,28.10.-02.11.2018 Азаровой О.Ю. Герц И.Я. Марычевой В.М. Нетишиной О.В. Новиковой С.В. Удодовой А.М.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.