Содержание
-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ деятельности УЧАЩИХСЯ:
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ Исследовательская работа учителя математики Подкидышевой Л.В.
-
I этап Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся. Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и проектной деятельности учащихся Методы исследования: изучение литературы по данному вопросу, организация исследовательской и проектной деятельности учащихся II этап Сбор материала III этап Анализ и обобщение собранного материала IV этап Вывод: Исследование и проект – это различные виды активной познавательной деятельности учащихся, имеющие ряд сходств.
-
Исследовательская деятельность учащихся -
– деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
-
-
Оформление результатов исследования в виде интеллектуального продукта: доклад; тезисы; научная статья; устный доклад; популярная статья; …..
-
Проектная деятельность учащихся -
– совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования: выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, программ, направленных на реализацию целей и задач проекта, организация деятельности по реализации проекта реализации проекта осмысление и рефлексия результатов деятельности.
-
Классификация проектов: по характеру доминирующей в проекте деятельности: Исследовательские Информационные Прикладные (практико-ориентированные) Творческие Приключенческие, игровые, ролевые по предметно-содержательной области: монопроект, в рамках одной области знаний межпредметный проект, на стыке различных областей по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира) по количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый) по продолжительности проекта мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п.))
-
«Конечный продукт» проектной деятельности учащихся может быть:
-
Проектная и учебно-исследовательская деятельность школьников: сходства
Включают огромный образовательный потенциал: формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывают научное мировоззрение, способствуют усилению положительной мотивации в обучении, развивают личность школьника, ее творческие и интеллектуальные возможности, способствуют самопознанию. Актуальны в современной школе, т.к.осуществляют поворот к деятельностному, образовательному подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися. Являются одной из форм творческой деятельности учащихся Сравнительная таблица
-
Обеспечивают личностное развитие школьников: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Сравнительная таблица
-
Исследовательский проект более всего близок учебно-исследовательской работе школьников - ориентированы на научную исследовательскую работу Сравнительная таблица
-
Формируют многие метапредметные компетенции: регулятивные умения, направленные на организацию, планирование своей познавательной деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, самостоятельно планировать пути достижения целей, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Сравнительная таблица
-
Формируют многие метапредметные компетенции: овладение общими познавательными умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Сравнительная таблица
-
Формируют многие метапредметные компетенции: развивается коммуникативная компетенция: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью, использовать информационно-коммуникационные технологии Сравнительная таблица
-
Роль учителя (руководителя) при организации исследовательской и проектной работ школьников –– быть партнером в обучении, а само обучение происходит в процессе деятельности. Содержат , практически, одинаковые этапы работы. Сравнительная таблица последний этап учитель ученик 2-ой и 3-ий этап учитель ученик 1-ый этап учитель ученик
-
В проекте есть доля исследования, а в исследовании - доля проекта
-
Проектная и учебно-исследовательская деятельность школьников: различия
Исследованиеосновывается на любознательности и не предполагает достижения определенного результата. В отличие от проекта оно представляет собой «бескорыстный поиск истины». Результатом исследований являются новые знания. Проект всегда направлен на решение какой-либо практической задачи. Человек, осуществляющий проект, не просто ищет что-то новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. Проектная работа всегда ориентирована на заранее известный, спланированный, практический, социально значимый результат В упрощенной форме отличие исследовательской и проектной деятельности можно сформулировать следующим образом: в учебном исследовании обнаруживается то, что уже есть; в проекте создается то, чего нет. Сравнительная таблица
-
В методическом плане важно понимать, что метод проектов предполагает составление более четкого плана проводимых работ, ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы и т. д. В отличие от этого исследовательская деятельность должна быть более свободной, практически не стесняемой какими-либо внешними установками. Учебно-исследовательская работа осложнена творческим, самостоятельным выбором проблемы исследования, построением предположения (гипотезы), выбором исследовательского метода. В отличие от проектирования исследование – всегда творчество. Сравнительная таблица
-
Сравнительная таблица учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
-
-
-
-
-
-
-
-
-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А..С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2002. № 1. С. 24-33; №2. 2. В.А. Далингер Омский государственный педагогический университет 3. И.И.Белова, С.М.Гетманцева, Ю.Н.Гребенникова, О.А.Гущина. Организация проектной учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. - Великий Новгород, 2002. – 63 с. 4. Бойцов М.И. Приобщение учащихся к исследовательской работе в обучении: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 19756. 7. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – 1995. – №6. 8. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 1989. – 198 с. 17. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Автореф. дис. … доктора псих. наук. – М., 2000. 21. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. – М.: Издательский центр «Академия»,2000. 27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. 29. Степанова. М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей.- Санкт-Петербург. Издательство «Каро».2005. 30. к. пед. н. Абрамова С.В. МИОО, лаборатория «Языкознание для всех» 34. материалы сайта http://www.researcher.ru/editors/f_1ye4bz/f_266an5/f_1xkcoo/a_1y314x.html 35. Александр Владимирович Леонтович «Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся» 36. А.И. Сгибнев "Исследуем на уроке и на проекте" 37. сайт учителя Агешиной О.Н. http://ageshina.wikidot.com/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.