Содержание
-
Русская изба Познавательно - творческий проект ГБОУ Школа №1467 СП №1
-
Паспорт проекта Вид проекта :коллективный, познавательно – творческий. Реализация проекта : сентябрь 2014г - апрель 2015г Участники проекта : дети старшей группы №14, воспитатель Маслова Н.Л, помощник воспитателя Файзулина Н.И , родители. Интеграция образовательной деятельности : «Безопасность»; «Познание»; «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Театрализованная драматизация» «Музыкальное восприятие»
-
Аннотация Данный проект охватывает темы : «Убранство русской избы»; «Уклад и образ жизни русского народа»; «Древние корни народного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»; «Народные промыслы»; «Народные традиции и обычаи русского народа» Практическая работа позволяет воспитанникам глубоко усвоить темы и расширить словарный запас: «Внутренний мир русской избы», «Конструкция и декор предметов народного быта», «Народный костюм», « Народный фольклор в театральной драматизации»
-
Цель проекта Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
-
Задачи проекта *Вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа; *Познакомить детей с разными формами устного народного фольклор *Познакомить детей с особенностями народного быта; *Воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю; * Расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа; * Развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии; *Развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен; *Познакомить детей с разными видами народного творчества; *Развивать художественно — творческие способности детей. *Осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
-
Разделы проектной деятельности
-
Разделы проектной деятельности
-
Разделы проектной деятельности
-
Разделы проектной деятельности
-
Разделы проектной деятельности
-
Разделы проектной деятельности
-
Разделы проектной деятельности
-
Разделы проектной деятельности
-
Разделы проектной деятельности
-
Разделы проектной деятельности
-
План проектной деятельности Сентябрь *Создание мини музея в группе по теме проекта. *Участие родителей в создании мини музея.* Сбор информации, иллюстративных пособий по теме проекта. *Беседы с детьми про быт, уклад, праздники, обычаи русского народа, как средство воспитания патриотического воспитания. *Просмотри презентаций «Русская изба». Октябрь *Беседа с детьми «Безопасность в деревянном доме» *Посещение музея «Русская изба» на базе СП №1 *Посещение музея «Русская изба» на базе СП №5 *Составление творческих рассказов «Что мы видели в музее» *Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок. * Просмотри презентации «Русский народный костюм»
-
План проектной деятельности Ноябрь *Открытоеинтегрированное занятие по развитию речи «Русская изба». *Знакомство с народным декоративным прикладным искусством. «Хохлома», « Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Богородская резная игрушка» *Роспись ложек по технике «Хохлома» Декабрь *Беседа на тему « Традиции и празднование Нового года русским народом» *Знакомство детей с народным мызыкальным творчеством (слушание русских народных песен) *Использование предметов русского и народного костюма быта в постановке новогоднего утренника.
-
План проектной деятельности Январь *Просмотр мультипликационных фильмов где демонстрируется русская изба и её интерьер: «Два клёна», «По щучьему велению», Серебряное копытце». *Чтение художественной литературы : Сказка « Каша из топора», « Русская матрёшка» С.Жулькова, «Пёстрый хоровод» Е.Гулыга, «Кошкин дом» С.Я Маршак. * Перессказ русской народной сказки «Каша из топора» по иллюстрациям из сказки. Февраль *Беседа на тему «Весеннии праздники на Руси» *Знакомство детей с народным творчеством (заклички, потешки, частушки) * Викторина «Русская Изба»
-
План проектной деятельности Март *Беседа с детьми русский народный костюм для разных слоёв населения России. *Рассматривание иллюстраций и картин с изображением русского народного колорита в одежде. * Использование русских народных костюмов, предметов утвари, музыкального сопровождения, стихотворной формы подачи материала на утреннике к празднику 8 марта. Апрель *Систематизировать и обобщить знания по теме проекта. *Создание книги энциклопедии «Русская изба» *Создание папки « Наши работы»
-
Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить нашу родину, узнав её, стать подлинным патриотом. С. Михалков.
-
Наш мини музей в группе №14
-
Музей «Русская изба» на базе ДО №1
-
-
Экскурсия в музей «Русская изба» на базе СП № 5
-
-
Открытое интегрированное занятие по развитию речи «Русская изба»
-
-
-
Цель: Воспитывать чувство патриотизма и любовь к родине. Приобщать дошкольников к культуре и традициям русского народа. Расширять представления детей дошкольного возраста о быте русского народа. Активизировать познавательную и творческую деятельность детей. Задачи: Знакомить детей с предметами быта русского народа. Закреплять знания о жизни и быте русского народа, предметах обихода и домашней утвари. Формировать у детей изобразительные навыки и умения в росписи домашней утвари. Наглядный материал для создания внутреннего убранства русской избы: Русская печь, утюг, прялка, сундук, рубель, рогач, самовар, чугунок, глиняные миски, кувшин, кружки, лавки, стол. Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Русская изба»
-
Ход занятия На столе стоит макет русской избы, фигурки человечков, расписной платок, бусы, вышитые салфетки, лапти, деревянные игрушки: матрёшка, мишка. Воспитатель предлагает внимательно посмотреть вспомнить детям, кому принадлежат эти вещи, кто жил в таких дома и из какого материала они сделаны. Воспитатель: Россия-это наша родина, у которой есть своя история, традиции, уклад жизни. Воспитатель: Ребята, а в какой стране мы живём? Дети: В России Воспитатель: Издавна на Руси строили дома из дерева – бревен. Как вы думаете почему? Ответы детей. Сегодня я Вам предлагаю отправиться в путешествие на много лет назад и своими глазами увидеть, как же жил русский народ. Поможет мне в этом волшебная палочка , а отправимся мы, в гости в русскую деревню. Воспитатель: Ребята давайте встанем со стульчиков, возьмёмся за руки и закроем глаза. Я произнесу волшебные слова и мы отправимся в путешествие.
-
В руки палочку возьму Волшебство я призову, Чудо в гости к нам придет, В старину нас унесет. Воспитатель. Вот мы и у порога, оказывается при входе в избу можно было споткнуться! Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. Алёнушка: Ой, за окошком слышится шум, смех – гости идут! Спортивное упражнение «Перешагни и не задень» (2е ленты «порог» и «притолка») Воспитатель: Ребята, а знаете почему ещё люди входя в дом через порог наклонялись, не только для того чтобы не ударится, они кланялись дому в который входят, приветствовали его. Алёнушка: Проходите гости званные, желанные. (поклон) Воспитатель: Вот мы и в русской избе. Алёнушка: Гости дорогие, а зачем Вы пожаловали и откуда путь держите? Ответы детей
-
Алёнушка: Ну раз, вы специально прибыли для того чтобы узнать как мы живём, то я вам расскажу. Центральное место в русской избе занимает печь. Печь ставили так, чтобы она хорошо освещалась, и подальше от стены чтобы не случилось пожара. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, кочергу, совок. На шесте у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком дрова. Ребята, а зачем нужны дрова в избе? Ответы детей. Алёнушка: А у Вас чем обогреваются дома? Ответы детей. Алёнушка : Ой ребятки, мальчишки и девчонки у меня очень много дел по дому: за водой сходить, печь растопить, обед сварить, пряжу спрясть, холсты постирать, ребёнка укачать, а помощника у неё нет. Что же делать? Ответы детей. Алёнушка: Вашей помощи я рада! Алёнушка: А с чего же мы начнём? А начнём с места в русской избе, где трудилась хозяйка, готовила еду, стирала, купала детей. Называлось это место «бабий кут». Ответы детей.
-
Алёнушка: Правильно! это место у Русской печки. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояла разная посуда. ( кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки) Показ музейных экспонатов. Ответы детей. Алёнушка: Скажите ребята а из каких материалов изготавливали посуду? А если это глиняная посуда, кто её делал? Ответы детей. Алёнушка: Ребята, а для чего ещё нужна была русская печка в избе? Ответы детей. Алёнушка: Ребята, мне матушка наказала щи наварить к обеду и мне понадобится Ваша помощь. Вы готовы мне помочь? Ответы детей. Алёнушка: Подскажите с чего же мне начать? растопить печь, принести воды, заложить овощи в чугунок и поставить в печь вариться? Алёнушка: А в чём сейчас мы готовим пищу и в какой посуде? Ответы детей. Алёнушка: В печке жарко, горячо, как же нам поставить чугунок с щами в печь , а потом вытащить? Какой предмет нам поможет? Дети ищут ухват ( показ музейного экспоната)
-
Алёнушка: Ой ребята посмотрите, что это стоит на шостке, как Вы думаете? (показ музейного экспоната- чугунный утюг). Ответы детей. Алёнушка: А Вы знаете, как им гладить? Ответы детей. Алёнушка: Правильно ребята! Нам нужны угли для нагрева утюга. А чем мне достать угли из печи может знает кто? Ответы детей. Алёнушка: Вот спасибо молодцы! подсказали мне. А когда я поглажу, как вы думаете, куда же я сложу выглаженное бельё? Ответы детей. ( сундук. убираем вещи в сундук) Алёнушка: Молодцы ребята! Справились и с этой задачей. Ох ребята, пока мы с Вами трудились, в люльке проснулась моя сестрёнка, и плакать начала? Алёнушка: Надо нам его укачать и спеть колыбельную. Ребята , снова нужна наша помощь! Давайте споём колыбельную моей сестричке.
-
Баю-баюшки –баю Баю деточку мою. Приди, котик ночевать, Нашу детку покачать. Уж, как я тебе коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога И кувшин молока Ты ешь, пей не кроши, Больше, котик не проси. Алёнушка: Ай да помощники! Ай да Молодцы! Славно мы потрудились с вами. За хорошую работу, милости просим к столу. Ребята, место где располагался стол, лавки и икона называли « Красный угол», что означает –красивый. Именно здесь принимали гостей и обедали. Алёнушка: Ребята, а вы знаете пословицы о гостеприимстве. Ответы детей. Алёнушка: «Что есть в печи все на стол мечи». «Не красна изба углами, а красна пирогами». Алёнушка: Хорошо вы потрудились! Устали? Ответы детей
-
Алёнушка: Посидите отдохните. Я сейчас попрошу моего волшебного кота позагадывать загадки, он мастер на это. (приносит кота-волшебника) Руки в боки, как начальник, Раньше всех на стол встает, Сам себе плита, и чайник — Сам заварит, сам нальет. Ответы детей -(самовар) Если хочешь выпить чай - Так меня и получай, Распрекрасную милашку, Всю в цветочках, с блюдцем...(чашку) Если я пуста бываю, Про себя не забываю, Но когда несу еду, Мимо рта я не пройду. (Ложка) Круглая, глубокая, Гладкая, широкая, Гончаром кручённая, В печи обожжённая, От кувшина – низка Глиняная …(миска)
-
Алёнушка: Молодцы ребята! Хочу я предложить Вам поиграть в русскую народную игру«Бубенцы» Количество игроков: любое, встают в круг, выбирается «жмурка» и «бубенчик» Дополнительно: колокольчик Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют: Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы: Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон! .Воспитатель: Хорошо мы потрудились и поиграли! Но нужно прощаться с Алёнушкой. Дети прощаются с Алёнушкой. Алёнушка: Ой, ребята погодите, хотела я Вас попросить ещё вот о чём! Приходят в мой дом гости часто, а ложек у меня на всех не хватает. Хочу Вас попросить, распишите мне красивые ложки для моего замечательного дома.
-
Воспитатель: Я предлагаю откликнуться и помочь Алёнушке, а для этого нам нужно вернуться в своё время в детский сад, сесть за столы и превратится в русских народных мастеров расписывающих посуду и расписать ложки для Алёнушки. Дети возвращаются в группу для росписи ложек и уточек в стиле Хохлома. Дети используют заготовки с контуром ложки, краску гуашь 2х цветов, кисти тонкие, тычок- круглой формы (карандаш с ластиком на другом конце).
-
Наши работы
-
Дима Хохоликов 6 лет Алиса Дерюгина 6 лет
-
София Кузнецова 6 лет Эмма Халоян 6 лет
-
Вывод Музейная педагогика – симбиоз творческой деятельности педагога, который знакомит дошкольников с краеведением, укладом, бытом, традициями русского народа, народно прикладным искусством.
-
*Знакомство детей с предметами народного творчества и декоративно прикладного искусства, быта, уклада русского норода, оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества и развитие связной речи. *Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности, речевого развития и всестороннего развития ребёнка в целом.
-
*Творчество народных мастеров воспитывает у ребят эстетический вкус, формируют духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости. * Народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей по всем направлениям образовательной деятельности.
-
Итог проекта «Русская изба» *Педагогом и родителями был собран наглядный материал, художественная литература по ознакомлению детей с традициями русского быта, народными промыслами, со старинными русскими праздниками. * Создан мини музей в группе при участии родителей. *У детей сформированы более глубокие знания об истории русского народного быта, уважение и интерес к истории своей родины и традициях русского народа.
-
* В процессе проектной деятельности дети в свободной форме овладели информацией о разных видах русской избы, её строении, предметах быта, орудиях труда, ремёсел, народного костюма и традиций русского народа. * Обогатился словарный запас детей словами редко используемых в современной жизни. (наличники, сруб, землянка, дымник, лучина, притолка, вилы, серп, рубель, рогач, чугунок, туесок, крынки, ушат, ковш-черпак, чарка, прялка, веретено и т.д)
-
Подготовила воспитатель Маслова Наталья Леонидовна Москва 2015г Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.