Содержание
-
«Использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников»
Автор проекта: Топычканова М.Н. воспитатель высшей квалификационной категории Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 комбинированного вида, п.Бердяуш
-
Автор проекта: Топычканова М.Н. воспитатель высшей квалификационной категории Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 комбинированного вида, п.Бердяуш
-
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия». М.И. Калинин
-
Проблема: • У детей не сформирован познавательный интерес к истории возникновения народных промыслов, способах изготовления народных игрушек, особенностях художественной росписи. • В разговорной речи детей отсутствуют части речи по теме «Декоративно – прикладное искусство». Проблемные вопросы: Какие народные промыслы существуют? Где и как они зародились? Каковы отличительные особенности каждого вида народного промысла? Кто и как изготавливает игрушки и предметы народного декоративно-прикладного искусства?
-
Актуальность Ознакомление с народными промыслами пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного. Ознакомление с произведениями народных умельцев помогает ребёнку войти в мир прекрасного. Искусство учит детей видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, бесконечное разнообразие её звуков, форм, пробуждает потребность наблюдать жизнь. Данная тема проекта может показаться обыденной, хорошо всем известной. Но от этого значение её в жизни ребёнка-дошкольника не уменьшается. Каждый год в детские сады приходят новые дети, и каждое новое поколение необходимо знакомить с народным декоративно-прикладным искусством, так как в нём обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы целого народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение. Представленные в проекте виды народно-прикладного искусства проходят через все возрастные группы, но в каждой расширяется содержание, усложняются элементы росписи, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.
-
Цель: Формирование основ художественной культуры детей дошкольного возраста через ознакомление с народным декоративно - прикладным искусством.
-
Методические задачи Учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерные признаки, традиции. •Знакомить с предметами разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово, Гжель). •Учить понимать красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенностей их изображения в разных видах; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.) •Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричных и ассиметричных композиций. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия. •Развивать умения и навыки рисования элементов росписи; •Развивать художественно-творческие способности детей, желание вносить элементы прекрасного в окружающую их обстановку; •Формировать основы эстетического вкуса.
-
Дидактические задачи Формировать первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствовать воспитанию патриотических чувств, приобщать к миру прекрасного; научить детей ценить и любить народное творчество.
-
Деятельность детей Поиск информации об истории возникновения, особенностях росписи каждого отдельного вида народного промысла (Гжель, Хохлома, Городец, Матрёшка, Дымка, Урало-Сибирская роспись) Подбор иллюстраций Оформление альбомов Использование полученной информации в играх, изобразительной деятельности (рисовании, аппликации, лепке) и дизайн-деятельности (оформление кукольных уголков, изготовление атрибутов для театрализованной деятельности) Разучивание стихов, песен, частушек, танцев по тематике проекта; Представление результатов проекта на открытом мероприятии «Ярмарка мастеров»
-
План проведения проекта
-
Ход реализации проекта В начале реализации проекта организован мини-музей «Русская изба», где дети познакомились с утварью и убранством русской избы, узнали о том, как жили люди в старину, чем занимались, как обустраивали свой быт. Были уточнены знания детей о некоторых видах промыслов с растительным узором: Хохлома, Городец, Гжель, Матрёшка, Дымковская игрушка, Урало – Сибирская роспись. В течение года были организованы проекты, в ходе которых дети знакомились с художественной росписью народных промыслов, с презентацией по теме, составленной и оформленной совместно с родителями. Рассматривали иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства, знакомились с техникой росписи народных умельцев, был организован просмотр мультимедийных презентаций о каждом виде промысла.
-
Этапы реализации проекта: I этап (аналитический): Обоснование актуальности проекта; определение цели и задач; подбор литературы, пособий, атрибутов; составление плана мероприятий; проведение диагностики; анкетирование родителей. II этап (организационный): Разработка сценариев к праздникам и развлечениям; подбор дидактического материала, литературы, презентаций знакомства с элементами декоративной росписи; подбор и изготовление костюмов, поделок и сувениров; создание уголка «Русская изба».
-
III этап (практический): Проведение бесед, праздников, развлечений; организация проектной деятельности в центрах (познавательно-игровом, художественном творчестве, музыкальной деятельности); организация НОД. IV этап (итоговый): Проведение диагностического обследования, анкетирования, бесед; выступление с проектом на РМО (в форме мастер-класса).
-
Планируемый результат: - активность в продуктивной деятельности и в разговоре; -применение усвоенных способов в самостоятельной деятельности; -умение работать по образцу, следовать правилам продуктивной деятельности; -овладение необходимыми умениями и навыками в изготовлении изделий народных мастеров; -проявление эмоциональной отзывчивости; -знание народных традиций, русского народного творчества, народных игр.
-
В процессе художественного изобразительного творчества (рисование, лепка, аппликация) дети упражнялись в передаче основных элементов росписи, учились создавать «авторские» работы.
-
Дети использовали полученные умения и навыки в создании атрибутов для сюжетно-ролевых и театрализованных игр: с удовольствием наряжались в народные костюмы, помогали в художественном оформлении игровых уголков.
-
-
Выставка предметов декоративно-прикладного искусства, собранных детьми вместе с родителями.
-
-
-
-
Результаты: Дети познакомились с произведениями народных мастеров, обычаями русской культуры. Изучение народного прикладного искусства явилось основой для дальнейшего развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста.
-
Оценка результатов проекта: В процессе реализации проекта были обозначены следующие критерии сформированности основ художественной культуры детей дошкольного возраста: Сформирован устойчивый интерес к русской народной культуре; Пополнились знания о декоративно-прикладном искусстве России; Расширились знания о традициях и праздниках русского народа; Используются в активной речи потешки, считалки, загадки.
-
Сравнительные результаты уровня сформированности основ художественного творчества у детей, через ознакомление с народным декоративно – прикладным искусством, на начало и конец реализации проекта:
-
Вывод: По результатам мониторинга 2013/2014 гг., подготовительной группе выявлено, что: на начало 2013/14 учебного года низкий уровень был выявлен у 2 детей (7%),средний уровень был у 18детей (80%); высокий уровень имелся у 3 детей (13%); на конец рассматриваемого года (итоговый мониторинг) средний уровень показали 9 детей (39%); высокий уровень имеют 14 детей (61%). Таким образом, видно, что у всех 23 детей (100%) прослеживается положительная динамика в освоении программы, в области художественное творчество, из них 14 детей (61%) имеют высокий уровень и только у 9 (39%) зафиксирован средний уровень освоения облости программы. По результатам освоения основ художественного творчества в декоративном рисовании, 23 детей (100%) имеют положительную динамику в освоении программы и 3 детей (13%) имеют стабильно высокий результат, можно сделать вывод, что в отношении 20 детей (87% воспитанников) педагогу удалось достичьстабильных положительных итоговых результатов освоения образовательной программы.
-
Информационные ресурсы Народное искусство в воспитании детей/под ред. Т.С.Комаровой.-М.,200 Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» М.: Мозаика-СИНТЕЗ,2008 (методическое пособие). Комарова Т. С. «Детское художественное творчество. Методическое пособие для работы с детьми 2-7 лет» М.: Мозаика – Синтез, 2006 (методическое пособие). Соломенникова О. А. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста), изд-во «Скрипторий», Москва, 2003 г. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Покровской. – М.: Академия, 2008. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2002. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - М.: Детство – пресс, 2006. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.