Содержание
-
Психология взаимодействия в процессе обучения и воспитания
-
План
- Характеристика общения; Культура речи учителя Ф.К.; Установление взаимопонимания; Конфликтные ситуации и конфликты; Формы воздействия.
-
Общение - это частный вид коммуникации, специфичный для высокоразвитых живых существ, в первую очередь для человека.
Под коммуникацией понимается связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой поступает сигнал, несущий информацию. Общение людей – это связь между ними приводящая к возникновению психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.
-
Виды общения:
Непосредственное – опосредованное; Формальное - неформальное; Кратковременное – длительное; Социально-ориентированное, Групповое, Личностно-ориентированное.
-
Характеристики общения
1. Содержание общения; 2. Функции общения; 3. Стороны общения; 4. Манера общения; 5. Интенсивность общения;
-
Содержание общения
Передача от человека к человеку знаний; Восприятие и понимание другого человека; Управление групповой деятельностью школьников; Осуществление межличностных отношений;
-
Функции общения:
Познавательная (передача знаний и умений); Экспрессивная (понимание эмоц. состояния учащихся); Регулятивная; Социального контроля (нормы поведения); Социализации (взаимодействие в группе)
-
Стороны общения
Реально наблюдаемое поведение общающихся, выражающееся в форме речевых или неречевых обращений Отражает особенности субъективного восприятия учащимися и учителем ситуации общения, эмоциональные реакции, мотивы и цели контактирования Внешняя сторона Внутренняя сторона
-
Манера общения
Тон обращений; Поведение учителя; Расстояние между общающимися; Размещение партнеров по общению; Отношение (уважительное, пренебрежительное) Подражание («отзеркаливание»).
-
Средства общения
Речевые Неречевые Средства общения доклад выступление команды жесты предметы направленный рассказ Коды, символы лекция свободный Диалог Монолог действия мимика
-
Культура речи
Грамотность построения фраз; Простота и ясность изложения; Выразительность; Грамотное произношение слов из обыденной речи; Правильное использование специальной терминологии; Не многословие; Рече-двигательная координация.
-
Факторы эффективного общения
Внешние -обстановка общения: (официальная, интимная) -психологические характеристики учащихся: (мотивы, свойства н.с., темперамент, возраст, пол, социальный статус, установки) Внутренние -психологическая характеристика учителя: (пед. такт, способности к эмпатии, наблюдательность, правдивость, авторитет)
-
Установление взаимопонимания
Этапы: - Возникновение первого впечатления о партнере по общению; Изучение и понимание партнера по общению; Обеспечение понимания себя партнером по общению; Сближение позиций; Поддержание взаимопонимания.
-
Психология конфликта
Конфликт – взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений…. Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, то есть столкновение желаний, мнений, интересов……
-
Причины и условия возникновения конфликтов
Смысловой барьер; Снижение значимости «Требований»; Субъективность восприятия замечаний; Завышенные требования; Объективные условия (однообразие занятий, нечеткая организация и т.д.) Субъективные условия (искажения восприятия партнера по общению, отрицательное отношение к урокам ф.к., антипатия к учителю)
-
Типы конфликтных личностей
Демонстративный тип; Ригидный тип; Неуправляемый тип; Сверхточный тип; Целенаправленный тип. Типы поведения в конфликте: -Практики; -Собеседники; -Мыслители.
-
Фазы развития конфликта
1.Конструктивная -неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью; -повышенный эмоциональный тон речи, упреки, оправдания, игнорирование реакции партнера….. -оба оппонента контролируют свое поведение. 2.Деструктивная -неконтролируемое общение; -завышение своих возможностей, самоутверждение……
-
Исходы конфликта
Предупреждение конфликта; Уход от конфликта; Сглаживание конфликта; Компромисс; Конфронтация; Принуждение; Признание своей ошибки;
-
Правила поведения учителя в конфликтной ситуации
Не расширять предмет ссоры; Проявлять справедливость; Проявлять эмоциональную выдержку; Формулировать позитивное решение конфликта.
-
Управление учителем конфликтом между учащимися
Устранить реальный предмет спора; Привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо; Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих; Создать условия, предотвращающие непосредственное взаимодействие учащихся; Выяснить как бы сами конфликтующие разрешили этот конфликт; Изменить отношение конфликтующих друг к другу; Убедить в необходимости уступить; Представить причину конфликта в юмористическом виде.
-
Формы воздействия учителя на учащихся
-Проявление внимания к учащемуся; -Просьба и требование(аргумент); -Убеждение (логическое обоснование) и внушение (эмоциональное воздействие); -Принуждение; -Оценка действий и поступков(фиксированная, нефиксированная, парциальные, интегральные, прямая, косвенная); -Поощрение и наказание; -Отметка и ее психологическое воздействие; -Юмор и шутки.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.