Содержание
-
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯРОДИТЕЛЕЙ
«Пальчиковая гимнастика для развития речидетей» Подготовила: Каримова Э.Н -
-
Пальчиковая гимнастика для развития речидетей Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно- действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность всебе. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша наруки,сажаетнаколени,обнимая,придерживает,когдаонатрогает раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо, как каша во рту. Ребёнок говорит мало слов. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что ребёнок в 3 года не может составить простую фразу, владеет лишь малым количествомслов.Такиеродителисчитают,чтосовременемребёнок «разговорится» сам, догонит сверстников, и очень ошибаются. Чаще всегозадержкаразвитияречитяжелосказываетсянаобщемразвитии ребёнка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками. Задержка речевого развития затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние малыша. Однако если вовремя помочь ребёнку, регулярно использовать все способы стимуляции, развития и активизации речи, эти проблемы можно успешнорешить. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писалКант. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей,отмечают
-
большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцеврук. В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека. Как играть в пальчиковыеигры. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущениятепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя рукамивместе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённостьигрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения надругое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости детям оказывается помощь. Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес кигре. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:
-
Игры –манипуляции. Ладушки Ладушки,ладушки, Гдебыли? У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку! Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили,поели, Полетели, полетели, полетели! На головочкусели! Сели, Посидели, И опятьполетели! Сорока – белобока, указательным пальцем осуществляют круговые движения. Сорока –белобока, Кашку варила, Деток кормила, Этомудала, Этомудала, Этомудала, Этому дала,: А этому недала: Он дров нерубил, Воду не носил, Печку не топил, Кашку неварил. Ничего неполучил! Семья С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик –мамочка,
-
Этот пальчик – папочка, Этот пальчик –я. Вот и вся моясемья! Мальчик с пальчик, где тыбыл? С этим братцем — в лес ходил. С этим братцем — щиварил. С этим братцем — кашуел. С этим братцем — песнипел! Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик лишь вздремнул, Этот пальчик ужуснул. Этот крепко, крепко спит, И тебе он спатьвелит. Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или инойобраз. Сюжетные пальчиковыеупражнения. Пальчикиздороваются подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двуходновременно). Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небоголубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю– Всех я васприветствую! Распускаетсяцветок из сжатого кулака поочерёдно «появляются»пальцы. Наши красныецветочки Распускаютлепесточки. Ветерок немножкодышит,
-
Лепестки колышет. Наши красныецветочки Закрывают лепесточки, Они тихо засыпают, И головкоюкивают. Грабли Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чутьсогните: Листья падают в саду, я граблями ихсгребу (проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями) Ёлка ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются. Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки тыподними, Пальчики тыразведи. Пальчиковые кинезиологическиеупражнения. «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д. «Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). «Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять ихположение. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку). «Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеимируками.
-
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцеврук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии кцентру). «Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытьерук. Ах, вода, вода, вода! Будем чистымивсегда! Брызги – вправо, брызги – влево! Мокрым стало нашетело! Полотенчикомпушистым Вытираем ручки оченьбыстро. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираемладонь. Я перчаткунадеваю, Я в нее непопадаю. Сосчитайте-ка ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать: «Раз, два, три, четыре,пять!» «Засолка капусты» - движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.) Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трём-трём, Мы капусткужмём-жмём. «Согреем руки» - движения, как при растираниирук. Наши ручки замерзают. Поиграем – ка немножко Да похлопаем владошки. Хлоп, хлоп, хлоп,хлоп! Пальчики, чтоб ихсогреть,
-
Сильно надо растереть. Пальчики мы согреваем, Их сжимаем –разжимаем! «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правойруки «забивать» гвозди Молоточком я стучу, дом построить яхочу строю я высокий дом, буду жить я в дометом «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Гуси-гуси, га-га-га, На дворе растеттрава. Клювики все открывают, Гуси травку здесьщипают. Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажныймячик. Театр вруке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев») . Бабочка-коробочка, Улетай подоблачко. Там твоидетки На берёзовойветке. «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж., используя пальчиковыйтеатр
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.