Содержание
-
Комплексное психолого – педагогическое сопровождение детей с ЗПР Подготовила: учитель-дефектолог Шорохова Юлия Владимировна
-
Необходимость психолого – педагогического сопровождения детей с ЗПР
В формировании личности большое значение имеют механизмы саморазвития. Нормально развивающийся ребенок очень многое успевает в процессе повседневного общения со взрослыми, в самостоятельной деятельности. Ребенку с задержанным психическим развитием необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по «ступеням развития», раскрывая потенциал возможности маленького человека. Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития ребенка, препятствуют его психологической адаптации.
-
Психолого-педагогическое сопровождение
Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. Сопровождение (психолого-педагогическое, дефектологическое) - специализированная деятельность (психологическая, педагогическая, дефектологическая) в системе образования, обеспечивающая действенную помощь детям, с целью предупреждения возникновения и решения деструктивных проблем в развитии ребенка; деятельность, призванная гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.
-
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка, помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
-
Кто осуществляет психолого –педагогическое сопровождение детей с ЗПР
Большую помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии оказывает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк ОУ), который призван решать многоплановые задачи, в т.ч. и задачи по психолого – педагогическому сопровождению ребёнка.
-
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
-
Участники комплексного психолого – педагогического сопровождения
Учителя, педагоги; Специалисты ПМПк ОУ; Родители; Администрация.
-
Работа всех специалистов в рамках психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка должна определяться не правилом простого суммирования действий специалистов, а по определенной схеме и в определенной последовательности. Тем более что сама работа с ребенком в рамках сопровождения должна иметь определенную схему, последовательность и направленность, а также точно согласоваться с деятельностью других специалистов.
-
Принципы комплексного психолого – педагогического сопровождения
Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка. Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка. Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития. Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.
-
Основные направления психолого-педагогического сопровождения:
Предупреждение возникновения проблем развития ребенка. Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания. Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ. Развитие психолого-педагогической компетентности, родителей, педагогов.
-
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в классе, при общении с детьми, родителями и педагогами. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления. Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых коррекционных программах, специальных формах организации их деятельности. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии. Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
-
Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР представляет из себя следующую деятельность:
Организация работы ПМПк. Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения. Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности (через технологические карты и тетради психолого- педагогического сопровождения). Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.
-
Последовательность работы по сопровождению ребенка с ЗПР
Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения диагностического исследования. Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений. Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка. Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения. Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Решение отдельной проблемы или проведение дальнейшего анализа развития ребенка. Ответ на вопрос: Что мы делаем дальше?
-
Мероприятия по ППС детей с ЗПР
Виды деятельности ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
-
Содержание деятельности участников сопровождения
Педагог – психолог 1. Проведение диагностической работы с группами «проблемных» учащихся (диагностический минимум, различные схемы углубленной диагностики). 2. Предоставление на школьный консилиум необходимой информации по психолого-педагогическому статусу конкретных учеников, ученических групп (класс КРО). 3. Участие в разработке стратегии сопровождения ребёнка с ЗПР. 4. Проведение психокоррекционных, развивающих и консультативных мероприятий с ребёнком, с классом. 5. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями. 6. Планирование совместной работы с классными руководителями. 7. Психологическое просвещение. 8. Консультирование администрации.
-
Учитель - логопед 1. Выявление детей, имеющих речевые нарушения различного генеза. 2. Проведение углубленного логопедического обследования детей и подростков для определения уровня речевого развития, выявления речевых нарушений и структуры дефекта. 3. Оформление документации школьного консилиума по определению образовательного маршрута и форм индивидуальной работы для конкретного ребенкас ЗПР. 4. Оформление документации на городскую ПМПК.
-
Социальный педагог Изучение социальной среды ребенка, находящегося в кризисной или экстремальной ситуации. Посредничество между семьей, учреждением, в котором воспитывается ребенок с ЗПР, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов с целью предупреждения различных конфликтов, оказания социальной защиты и помощи. 3. Выявление и учет детей, нуждающихся в социальной помощи.
-
Классный руководитель: 1. Сбор педагогической информации о педагогических аспектах статуса школьников (собственные наблюдения, беседы или анкетирование педагогов-предметников). Заполнение диагностической карты учащегося. 2. Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума. 3. Предоставление необходимой педагогической информации на школьный консилиум. 4. Участие в разработке стратегии сопровождения. 5. Планирование и проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках сопровождения отдельных школьников и класса в целом. 6. Консультирование родителей и педагогов-предметников по вопросам сопровождения школьников и ученических групп. 7. Участие в групповых и индивидуальных консультациях, проводимых психологом, завучем, медицинским работником.
-
Учитель - предметник 1. Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума. 2. Предоставление необходимой информации классному руководителю и психологу в рамках их подготовки к школьному консилиуму. 3. Работа с содержательными и методическими аспектами учебных программ. 4. Консультирование родителей. 5. Участие в методических семинарах, посвященных содержанию сопровождающей деятельности в различных школьных параллелях.
-
Медицинский работник: 1. Сбор и предоставление информации о состоянии здоровья и физических особенностях школьников на школьный консилиум. Направление ребёнка на консультацию к специалистам (неврологу, д/психиатру, эпилептологу и т.д.).
-
Зам. директора по УР: Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий. 2. Организация работы школьного консилиума. 3. Помощь педагогам в разработке стратегии сопровождения. 4. Консультирование педагогов по методическим и содержательным вопросам. 5. Оформление обязательной школьной документации (учебные планы СКК, программно-методический комплекс, план контрольно-инспекционной деятельности, отчеты о работе СКК). 6. Контрольно-инспекционная деятельность.
-
Вывод
Таким образом, комплексное психолого – педагогического сопровождение детей с ЗПР и их родителей, является эффективным средством в системе коррекционной работы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.