Содержание
-
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1460 (дошкольное отделение)
-
Комплексный подход в коррекции проблем психофизического развития дошкольников с нарушением зренияСтарший воспитатель Лохмотова Галина Борисовна
-
Диагнозы воспитанников дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1460
Сходящееся косоглазие (глаз отклоняется к носу) - 13 % Расходящееся косоглазие - 5 % Амблиопия («ленивый глаз») -10 % Гиперметропия( дальнозоркость) - 29 % Миопия (близорукость) - 3 % Астигматизм - 26 % Ретинопатия - 2 % Сопутствующие диагнозы (ОНР, ФФНР, органические поражения ЦНС, ДЦП, ЗПР, гипертонус, гипотонус и др.)
-
Особенности развития дошкольников с нарушениями зрения
Психофизическое развитие детей дошкольного возраста с нарушениями зрения происходит по тем же закономерностям, что и у детей с нормальным зрением, но имеет свои специфические особенности. Особенности зрительного восприятия слабовидящих дошкольников замедленный темп ограничение содержания неточность отсутствие целенаправленного характера восприятия нарушение механизма анализа признаков воспринимаемых предметов затруднения в осмыслении и обобщении воспринимаемого особенные трудности при восприятии сложных изображений, сюжетных картин
-
Особенности внимания слабовидящих дошкольников
несколько более позднее формирование неустойчивость меньшая концентрация большая утомляемость недостаточность слухового внимания недостаточность внешних проявлений внимания в мимике и пантомимике
-
Развитие осязания и мелкой моторики
Осязаниеслабовидящих, развиваясь во взаимодействии с неполноценным зрением, не достигает того уровня развития, который характерен для осязательного узнавания нормально видящих и незрячих. Слабовидящие дети часто опираются только на свое зрение, которое дает им ограниченную и (или) искаженную информацию. По этой же причине у таких детей наблюдается низкий уровень развития моторикипальцев и кистей рук.
-
Развитие движений и ориентировки в пространстве
Нарушение зрения отрицательно сказывается на овладении детьми движениями, ориентировкой в пространстве, влияет на общее физическое развитие детей и состояние здоровья. Слабовидящим детям свойственна переоценка своих зрительных возможностей, поскольку они опираются на неточные, фрагментарные зрительные образы. Это вызывает трудности пространственной ориентировки.
-
Особенности ориентировки в пространстве детей с амблиопией и косоглазием
искаженное восприятие предметов и их положения в пространстве малая двигательная активность ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений затруднения в определении расстояния и удаленности предметов замедление формирования пространственных представлений
-
Влияние специфических особенностей развития на формирование мышления
Специфические особенности развития: неполноценность зрительного восприятия замедленное развитие двигательной сферы недостаточность развития осязания и мелкой моторики затруднение формирования представлений о предметах и явлениях мира являются замедляющими факторами формирования и развития мышления, развития игровой деятельности, развития коммуникативной сферы
-
Нарушения зрения и речевые нарушения у детей сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания ц.н.с., но и о грубом повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Имея свои специфические особенности, развитие детей с нарушениями зрения, тем не менее, проходит по тем же закономерностям, что и у детей с нормальным зрением, и при правильно организованном обучении может достигать достаточно высокого уровня.
-
Специфика педагогической помощи
Специфика педагогической помощи таким детям, прежде всего, заключается в её комплексности, коррекционно-развивающей направленности, совместной разработке и реализации специалистами индивидуальных программ, скорректированных с учётом интеллектуальных и физических возможностей ребенка, с учётом рекомендаций врача-офтальмолога, целенаправленной работе с семьёй. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития Поэтому сочетание образовательных и воспитательных задач с лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работой является отличительной особенностью нашего учреждения.
-
Коррекционно-педагогическая работа
Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением зрения в условиях ОУ. От качества коррекционной работы, тесного сотрудничества специалистов зависит продуктивность лечебно-восстановительной работы и коррекции познавательной сферы и развития личности
-
Основные направления коррекционной психолого-педагогической работы:
коррекция и развитие зрительного восприятия; коррекция речевых нарушений и развитие речи; коррекция и развитие познавательных процессов; коррекция и развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.
-
Основная область деятельности учителя-дефектолога :
Педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов; составление индивидуальных программ развития для детей группы риска (ЗПР) ; Обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми по коррекции зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировке, пространственной ориентировке в соответствии с выбранными программами; Определение и контроль за соблюдением индивидуальных офтальмо-гигиенических условий
-
Основная область деятельности учителя-логопеда :
Логопедическая диагностика, Обеспечение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи; слухового внимания и восприятия артикуляционной и мимической моторики слоговой структуры слова Разработка рекомендаций другим специалистам по использованию логопедических приемов в работе с ребенком Разработка рекомендаций для родителей
-
Основные направления работы педагога-психолога
Психодиагностика Развивающая и коррекционная работа: познавательная сфера; эмоционально-волевая сфера; комуникативная сфера. Психопрофилактика и психопросвещение Психологическое консультирование Организационно-методическая деятельность составление индивидуальных программ развития для детей группы риска (познавательная, эмоционально-волевая, дети с особыми проблемами)
-
Формы взаимодействия специалистов
сопровождение занятий; совместное тематическое планирование; определение взаимосвязи содержания коррекционной работы с другими компонентами основной общеобразовательной программы ОУ; взаимные рекомендации специалистов и воспитателей, позволяющие обеспечивать коррекционную направленность педагогического процесса (тетрадь взаимодействия специалистов); выстраивание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и составление в случае необходимости единой индивидуальной коррекционной программы развития ребенка; совместное проведение занятий, досугов; обсуждение процесса и результатов коррекционной работы; корректировка программ индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
-
Консультативная работа
выработка совместных рекомендаций(устранение речевых нарушений, рекомендаций по охране зрения, коррекция поведения) отслеживание динамики развития детей и планирование дальнейшей коррекционной работы консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с воспитанниками
-
Основные факторы, от чего зависит эффективность работы всех специалистов и воспитателей в детском саду
От адекватной оценки, диагностики первичных и вторичных отклонений ребенка От ранних выявлений и раннего начала педагогической и психологической работы От содержания методов обучения и воспитания каждого ребенка От своевременного включения родителей в педагогический процесс От единства требований к содержанию обучения и развития ребенка в семье и в детском саду От правильного взаимодействия специалистов на всех этапах сопровождения с особым учетом рекомендаций врача и психолога От поддержки благоприятного психологического климата в учреждении
-
Используемая литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) / Под редакцией Л.И. Плаксиной. М., 2003. 2. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 2006. 3. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М., 1998. 4. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. М., 1978. 5. Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению. М., 2009. 6. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей. СПб., 2007 7. Екжанова Е.А., Е.А. Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., Просвещение, 2005. 8. Т.В. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании.- М., Мозаика-синтез, 2011.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.