Презентация на тему "Консультация " Речевая агрессия дошкольников""

Презентация: Консультация " Речевая агрессия дошкольников"
Включить эффекты
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Консультация " Речевая агрессия дошкольников"" по педагогике, включающую в себя 37 слайдов. Скачать файл презентации 2.38 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    37
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Консультация " Речевая агрессия дошкольников"
    Слайд 1

    Способы предотвращения речевой агрессии у дошкольников

  • Слайд 2

    Формы агрессии

    Какие формы агрессии могут проявляться у ребенка в дошкольном возрасте? В психологии принято выделять различные формы агрессии, которые могут проявляться у ребенка уже в дошкольном возрасте: Физическая агрессия – это действия против кого-либо с применением физической силы (драка); Вербальная агрессия (ругань, угрозы, крики и т.д.). Раздражение (вспыльчивость по любому поводу, грубость в отношении окружающих); Косвенная агрессия. Она может быть двух видов:а) Направленная агрессия выражается в сплетнях или злобных шутках;б) Ненаправленная агрессия может выражаться в криках в окружающем обществе, топанье. Негативизм - это поведение, при котором любые действия окружающих будут Обида, как ни странно, это тоже проявление агрессии; Подозрительность и осторожность во всем; Ребенок может испытывать чувство вины без видимых на то причин.

  • Слайд 3

    Формы агрессивного поведения

    Агрессивное поведение  Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Чаще всего у детей  проявляются физическая и вербальная (словесная) агрессия.

  • Слайд 4

    Виды словесной агрессии

    Психологи выделяют несколько видов словесной агрессии: Косвенная вербальная агрессия – она направлена на обвинение или угрозы взрослому, сверстнику и так далее. Проявляется данный тип агрессии в разнообразных высказываниях в виде жалоб на обидчика (жалобы иногда выдуманные), демонстративного крика (для того чтобы обратили внимание и исполнили волю), агрессивных фантазий (о которых ребенок говорит). Прямая вербальная агрессия – это оскорбления и речевые формы унижения другого (оскорбления, «задирания», дразнилки).

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Типы высказываний, в которых представлена речевая агрессия ребенка

    Оскорбления Проявляются в том, что ребенок использует слова и выражения, которые содержат обидную характеристику адресата.  Оскорбляя кого-либо - дошкольники чаще всего воспроизводят высказывания старших, копируют агрессивное поведение других людей.  Оскорбления в речи детей старшего дошкольного возраста носят уже более осмысленный и целенаправленный характер. Оскорбления используются преимущественно при общении со сверстниками и младшими по возрасту, несколько реже - употребляются по отношению к старшим, значительно реже - возникают в конфликтном взаимодействии с взрослыми, особенно «неродными» (воспитателями, учителями, прохожими на улице и т. д.). 

  • Слайд 7

    Основа детских оскорблений

    Основу детских оскорблений составляют слова, преимущественно связанные с понятиями «психическая болезнь» (например, «больной», «псих», «крезанутый», «сбежал из психушки», «сорвало крышу» и т. п.).   Именно детские оскорбления часто строятся на основе разного рода уничижительных преуменьшений - возраста, роста, статуса в группе сверстников и пр.

  • Слайд 8

    Враждебные замечания

     Это суждения о собеседнике отрицательного характера и выражение негативного отношения к его качествам, поступкам, личности в целом. Данные замечания сводятся к речевому обозначению агрессивной позиции ребенка. Враждебные замечания всегда воплощаются в форме полных предложений,  и никогда не существуют в отдельных словах или словосочетаниях. Родителям следует отличать  необидные  прозвища, распространенные практически в любой детской компании и составляющие важную часть детской культуры общения: нейтральные, например производные от имен, фамилии и так далее. Но и здесь есть одно «НО» если  прозвище ребенка явно обижает, вызывает реакцию отторжения, дискомфорт, агрессию, то в этом случае ее  относят к намеренному оскорблению.

  • Слайд 9

    Насмешка

    Насмешка Язвительное замечание, колкость, издёвка – именно так определяют насмешку. В общении детей младшего возраста не всегда и не все дразнилки имеют однозначно агрессивную направленность.  Одной из важных функций дразнилок, является утверждение норм поведения в группе и пресечение отклонений от них (дразнилки против ябед, жадин и т. д.). Однако  наиболее значимы дразнилки как способ испытания «социальной прочности» члена группы, особенно новичка, его умения постоять за себя».

  • Слайд 10

    Грубое требование

    Грубое требование Воплощает намерение ребенка избавиться от адресата  или как-то повлиять на него, принудить к совершению какого-либо действия в своих интересах. В грубых детских требованиях преобладают глаголы «идти». Используются и «отсылочные»  фразы. Для старших дошкольников характерны изощрённые словесные формы грубых требований, носящие игровой характер

  • Слайд 11

    Агрессивный протест, возражение, отказ

    Ребенок не использует в своей речи вежливые отказы и вежливые выражения несогласия. Агрессивные формы высказывания отличаются от приемлемых форм общения тем, что:отсутствуют необходимые формулы вежливости – «извините», «пожалуйста»; ребенок использует в своей речи агрессивную интонацию – грубый, повышенный, резкий, враждебный тон; ребенок не объясняет причины отказа

  • Слайд 12

    Угроза (запугивание, устрашение)

    Эти агрессивные высказывания ограничены рамками детской среды и почти не используется в общении с взрослыми людьми. Для детских угроз всегда характерны обещания каких-либо действий со стороны третьих лиц.Упрёк, обвинение Дети упрекают или обвиняют взрослых или своих друзей в сложившейся ситуации. Не видят и не признают своей вины

  • Слайд 13

    Жалоба

  • Слайд 14

    Жалоба предполагает под собой то, что произойдет «переадресация наказания» более влиятельному лицу. Дошкольники часто  прибегают преимущественно к явной речевой агрессии и гораздо реже проявляют ее скрыто, завуалировано. Детская речевая агрессия может быть направленной непосредственно на собеседника – переходно-смещенной, опосредованной - непереходной.В зависимости от объекта детской речевой агрессии: чаще  она направлена на сверстников или младших и реже - на взрослых, более старших. Основная причина - боязнь порицания и наказания, лишения чего-то значимого.Именно в детской среде речевая агрессия часто принимает групповые, коллективные формы. Психологи определяют  подобные действия как mobbing (от англ. mob - толпа) - травля одного человека несколькими.Агрессия в детском коллективе всегда узнаваема по характерным словам таким, как «объявить бойкот», «поднять на смех», «устроить темную» или другим выражениям. Иногда имеют место распространение сплетен.

  • Слайд 15

     Типы ответных детских реакций на речевую агрессию:

    Ответная словесная агрессия - наиболее типичная реакция ребенка на речевое нападение «агрессора» - ровесника и младшего по возрасту; Жалоба - подразумевает сообщение об обидчике - воспитателю, родителям, друзьям, старшим детям; Игровые способы – это так называемые «отговорки», ответы на «дразнилки»: «возврат» оскорбления; Переходная (толкнуть, ударить) и непереходная физическая агрессия (испортить одежду, игрушку «обидчика»; поставить в неловкое, комичное положение - подложить кнопку, налить клея в пенал, отодвинуть стул).

  • Слайд 16

    Игровая классификацию наиболее ярких типов речевого поведения маленьких «агрессоров»(Щербинина.Ю.В)

    Арлекин – дразнится, обзывается задирается, часто угрожает детям. Пьеро – плаксив, всегда обижается, упрекает окружающих, не является агрессором, защищается от окружающих. Утверждает, что он «особенный» и исключительный, часто «упивается» ролью жертвы и она ему нравится. Часто фантазирует на тему обид. Буратино - пользуется ситуативной речевой агрессией, терпит воспитание родителей, но часто срывается.

  • Слайд 17

    Причины проявления агрессии в детской речи

    Типы агрессивного речевого поведения у детей: агрессивность ребенка приобретает характер устойчивой личностной черты и формирует такие установки, модели, тенденции речевого поведения, которые обобщенно можно определить как ориентацию на словесное нападение (наиболее обидным оскорблениям, явным угрозам, прямым обвинениям, язвительным насмешкам) с намерением причинить коммуникативный вред. речевая агрессия преимущественно как реактивный выплеск отрицательных переживаний, спонтанную разрядку, защитную реакцию - на неприятность, какой-то внешний раздражитель, ту же грубость (ябедничество, грубые отказы, протесты).

  • Слайд 18

     Предпосылки проявления детьми речевой агрессии

    психологические кризисы развития. Они характеризуются высокой возбудимостью, конфликтным поведением, неустойчивым настроением. Происходят изменения в отношении к окружающему миру, всем людям, своему «Я». Все эти преобразования находят отражение в речи ребенка; ограниченные физические возможности ребенка, несовершенство моторных навыков, отсутствие необходимого жизненного опыта (не могут самостоятельно одеться, завязать шнурки, объяснить взрослому что ему нужно); у ребенка может возникнуть потребность в самоутверждении, самореализации, самозащите и он будет их реализовывать посредствам речевой агрессии; вербальную агрессию может провоцировать патологическая речевая среда в которой общается малыш (семья, двор и т.д.); пропаганда тех или иных форм агрессивного взаимодействия в современных средствах массовой информации, прежде всего, на телевидении, интернете и компьютерных играх; ускоренный темп жизни, когда ребенок и родители находятся постоянно в напряжении.

  • Слайд 19

    Направления работы с детьми по коррекции вербальной агрессии

    обучение детей приемлемым способам выражения вербальной агрессии; обучение приёмам саморегуляции и умению владеть собой; отработка навыков бесконфликтного общения в различных провоцирующих ситуациях; формирование позитивных качеств личности.

  • Слайд 20

    Модели  негативного речевого поведения

    Стереотипные коммуникативные установки современного общества Лояльное отношение к грубости всеобщего любимца  Отсутствие целенаправленного обучения этикетному общению   Недооценка положительных сторон деятельности ребенка Отрицательный личный опыт общения конкретного ребенка  Пропаганда тех или иных форм речевой агрессии в современных СМИ  Открытая речевая агрессия педагога

  • Слайд 21

    Способы эффективного реагирования на речевую агрессию детей

     "Игнорирование речевой агрессии» "Переключение внимания» "Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций» "Смена ролей» "Выпустить джинна» "Если не можешь чему-то противостоять – возглавь это" "Частичное согласие» «Привлечение "союзников"» "Апелляция к жалости» "Самонаказание» "Убеждение"

  • Слайд 22

    "Переключение внимания"

    "Переключение внимания"–отвлечение ребенка от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.

  • Слайд 23

    "Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций"

    "Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций"–актуализация (озвучивание, словесное обозначение, публичное напоминание) положительных качеств ребенка или выражение провокационного сомнения, которое намеренно задевает самолюбие ребенка, бросает ему вызов (способ "подзадоривания").Например:"Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!"; "Неужели это говорит наш Миша?"; "Ну, Миша, никак не ожидала от тебя такого!"; "Мне стыдно за тебя!"; "Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!" и т. п.

  • Слайд 24

    «Смена ролей»

    «Смена ролей"– моделирование ситуации, в которой "агрессор" оказывается на месте "жертвы", с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию. Варианты словесной реализации: "Значит, ты хочешь, чтобы в  группе  убирал игрушки кто угодно, только не ты?"; "А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?"; "Представь себе, что ты оказался на месте..."

  • Слайд 25

    "Выпустить джинна"

    "Выпустить джинна"–не прерывая и не комментируя, позволить ребенку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью "выговориться", после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию. Возможно сочетание этого метода с последующим перефразированием слов ребенка в более корректной форме. Например: "Я поняла, что ты хотел сказать…", "Наверное, ты имел в виду...".

  • Слайд 26

    "Игнорирование речевой агрессии"

     "Игнорирование речевой агрессии" – коммуникативная тактика, которая предполагает, что педагог не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Такая тактика оказывает психологическое воздействие на "агрессора" (эффект неожиданности) и разрушает его "негативный сценарий" (эффект обманутого ожидания). Применяется, если агрессия не несет непосредственной угрозы ребенку и окружающим людям.

  • Слайд 27

    "Если не можешь чему-то противостоять – возглавь это"

    "Если не можешь чему-то противостоять – возглавь это" – используется в ситуациях, имеющих характер скорее увлеченности игрой, баловства, дурачества, чем настоящей агрессии, заключается в намеренном усилении негативных действий, доведении их до высшей точки или в утрировании до абсурда. Например: "Давайте вместе покричим! Спорим, я громче умею? Ну, еще громче!.. Еще...".

  • Слайд 28

    "Частичное согласие" 

    "Частичное согласие" ("Да, но...") –внимательно выслушать и принять претензии ребенка; по возможности, частично удовлетворить их, но в целом сохранить основную линию требований. Варианты речевых конструкций: "Да, Сережа поступил плохо – он тебя ударил. Но ведь ты же сам только что отнял у него пенал! Так что вы оба не правы и должны помириться".

  • Слайд 29

    «Привлечение "союзников"»

    «Привлечение "союзников"»–заручиться реальной или воображаемой поддержкой детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Примеры речевых клише: "Не кричи, пожалуйста, – на тебя уже старшеклассники смотрят!"; "По-моему, ребята не одобряют тебя... Правда?"; "Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!" и т. п.

  • Слайд 30

    "Апелляция к жалости"

    "Апелляция к жалости"–при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Соответствующие словесные клише: "Ты делаешь мне очень больно!"; "Твои слова меня очень огорчили!"; "Пожалей меня, пожалуйста" и т. п.

  • Слайд 31

    "Самонаказание

    "Самонаказание"–предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок. Возможные формы словесного воплощения: "Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за..."; "Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим такое?".

  • Слайд 32

    "Убеждение"

    "Убеждение"–прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм общения. При этом не следует: -морализировать отвлеченно: "Надо вести себя хорошо", "Нужно быть умницей" и т. п.; убеждать в неосуществимом: -"Никогда не надо ни с кем спорить"; -повышать тон и говорить излишне пафосно: "Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!".

  • Слайд 33

    Средства речевого этикета

    Особую роль в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное мнение?

  • Слайд 34

    Русский речевой этикет

    Русский речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса («Стоит ли ругаться?»), употребление сослагательного наклонения («Хорошо бы нам...»), использование не очень сложного намека («Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь» - указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться).

  • Слайд 35

    Важно

    Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают более мягкие слова или выражения вместо грубых и непристойных

  • Слайд 36

    Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.

  • Слайд 37

    Вывод

     Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного педагога и важнейший момент воспитания ребенка в семье.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке