Содержание
-
Программа коррекционной работы логопеда
Логопед ГБОУ гимназия1576 СПш215 Статейнова Анфиса Витальевна
-
Основания для разработки
ФГОС Конвенция ООН о правах ребёнка. Устав ГБОУ СОШ №215. Письмо Минобразования РФ 14 декабря 2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи». И.Н.Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников».
-
Актуальность
Среди учащихся начальной школы значительный процент составляют дети, в устной речи которых встречаются искажения звукопроизношения, замены, смешения; нарушения фонематического восприятия, особенно пар звонких и глухих согласных (т-д, к-г, п-б); отмечается несформированностьзвуко-буквенного анализа, отмечаются нарушения слоговой структуры слов (особенно четырёхсложных). Дети не дифференцируют понятия слово – предложение, звук – букв. У многих детей отмечается бедность активного словаря. У нескольких учащихся выявляется незнание малочастотных слов. Значения отдельных слов понимаются неверно, часто слова заменяются сходными по звучанию. У детей затруднено словообразование и словоизменение по аналогии. Собственная речь бедна. Предложения состоят из 2-3 слов. В речи преобладают существительные и глаголы, словарь признаков беден. В собственной речи большое количество аграмматизмов. В речи часто отсутствуют предлоги. В письменной речи учащихся систематически встречаются пропуск, вставка, замена и искажение букв и слогов, смешение согласных, парных по глухости-мягкости, шипящих и свистящих, аффрикатов, сонорных согласных, лабиализованных гласных, смешение букв по кинетическому и оптическому сходству, персевирации, антиципации, контаминации, морфемный аграмматизм. Внимание и память у многих детей неустойчивые, отмечаются плохая переключаемость и низкая работоспособность .
-
Цели и задачи
Цель: Коррекция устной и письменной речи учащихся, формирование навыков организации учебной деятельности Задачи: Постановка искажённых звуков. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Формирование и развитие навыков звуко-буквенного анализа. Восполнение пробелов в лексико-грамматическом развитии. Развитие связной речи. Развитие графо-моторных функций ведущей руки. Формирование навыков организации учебной деятельность. Наблюдательности. Развитие слухового внимания, памяти, самоконтроля, устойчивости, самостоятельности учебной деятельности. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению и формированию этой готовности.
-
Сроки и этапы
Обследование устной и письменной речи учащихся с 1 по 15сентября и с 15 по 31 мая. Коррекция устной речи учащихся 1классов и письменной речи учащихся 2-4 классов – в течение учебного года Учащиеся 1 классов с НВНР занимаются три раза в неделю (90 занятий в течение учебного года) Учащиеся 1 классов с ФНР занимаются два раза в неделю (60 занятий в течение учебного года) Учащиеся 2-3 классов с нарушениями письма и чтения занимаются три раза в неделю (90 занятий в течение учебного года) Учащиеся 3-4 классов с нарушениями письма и чтения занимаются два раза в неделю (60 занятий в течение учебного года) Учащиеся с нарушениями звукопроизношения занимаются индивидуально 2-3 раза в неделю
-
Содержание коррекционной работы
Темы занятий Речевой материал Грамматический материал Коррекция учебной деятельности
-
Группа учащихся 1 классов, страдающих фонетико-фонематическим недоразвитием речи
-
Краткая характеристика группы
Среди учащихся данной группы в устной речи встречаются: искажения звукопроизношения, замены, смешения; нарушения фонематического восприятия, особенно пар звонких и глухих согласных (т-д, к-г, п-б); отмечается несформированностьзвуко-буквенного анализа у всех детей; отмечаются нарушения слоговой структуры слов (особенно четырёхсложных). Дети не дифференцируют понятия слово – предложение, звук – буква. Значения отдельных слов понимаются неверно, часто слова заменяются сходными по звучанию. Внимание и память у детей неустойчивые. Плохая переключаемость и низкая работоспособность отмечаются у всех учащихся данной группы.
-
Темы занятий
Временные представления 2ч Пространственные представления 2ч Речь. Предложение. Слово. Интонация предложения. 1ч Гласный звук А 1ч Гласный звук И 1ч Гласный звук У 1ч Дифференциация А,И,У. 1ч Гласный звук О 1ч Гласный звук Э 1ч Гласный звук Ы 1ч Дифференциация звуков Ы-Э 1ч Дифференциация звуков А-О 1ч Гласные звуки А,О,У,Ы,Э 1ч Гласные и согласные звуки 1ч Звуко-буквеныйанализ и синтез 4ч Слоговой анализ и синтез 4ч Ударение 1ч Твёрдые и мягкие согласные 2ч Твёрдые и мягкие согласные Л-Л‘ 1ч Твёрдые и мягкие согласные Н-н‘ 1ч Твёрдые и мягкие согласные м-м‘ 1ч Твёрдые и мягкие согласные Звук й 1ч Твёрдые и мягкие согласные Звук ч 1ч Твёрдые и мягкие согласные Звук ц 1ч Глухие и звонкие согласные 1ч Дифференциация п-б 1ч Дифференциация т-д 1ч Дифференциация к-г 1ч Дифференциация к-х 1ч Дифференциация в-ф 1ч Дифференциация с-з 1ч Дифференциация ш-ж 1ч Дифференциация с-ш 2ч Дифференциация з-ж 1ч Дифференциация з-ж-с-ш 1ч Дифференциация ч-ц 2ч Дифференциация ч-т‘ 1ч Дифференциация ч-щ 1ч Дифференциация л'-й 1ч Дифференциация л-р 1ч Дифференциация л-р-л'-р‘ 1ч Пересказ по опорным картинкам 2ч Составление рассказа по сюжетной картинке. 1ч Составление рассказа по серии картинок 2ч Составление рассказа по опорным словам. 1ч
-
Речевой и наглядный материал, грамматические темы
-
Группа учащихся 1 классов, страдающих общим недоразвитием речи
-
Краткая характеристика группы
Среди учащихся данной группы в устной речи встречаются: искажения звукопроизношения, замены, смешения; нарушения фонематического восприятия, особенно пар звонких и глухих согласных (т-д, к-г, п-б); отмечается несформированностьзвуко-буквенного анализа у всех детей; отмечаются нарушения слоговой структуры слов (особенно четырёхсложных). Дети не дифференцируют понятия слово – предложение, звук – буква. У всех детей отмечается бедность активного словаря. У нескольких учащихся выявляется незнание малочастотных слов типа «подолконник», «манжет» и т.д. Значения отдельных слов понимаются неверно, часто слова заменяются сходными по звучанию. У детей затруднено словообразование и словоизменение по аналогии. Собственная речь бедна. Предложения состоят из 2-3 слов. В речи преобладают существительные и глаголы, словарь признаков беден. В собственной речи большое количество аграмматизмов. В речи часто отсутствуют предлоги. Внимание и память у детей неустойчивые. Плохая переключаемость и низкая работоспособность отмечаются у всех учащихся данной группы.
-
Темы занятий
Временные представления 2ч Пространственные представления 2ч Речь.Предложение.Слово.Интонацияпредложения. 1ч Гласные звуки А,И,У. 1ч Гласные звуки О,Ы,Э. 1ч Гласные звуки А,О,У,Ы,Э 1ч Гласные и согласные звуки 1ч Звуко-буквеныйанализ и синтез 4ч Слоговой анализ и синтез 4ч Ударение 2ч Твёрдые и мягкие согласные 1ч Твёрдые и мягкие согласные Л-Л‘ 1ч Твёрдые и мягкие согласные Н-н‘ 1ч Твёрдые и мягкие согласные м-м‘ 1ч Твёрдые и мягкие согласные Звук й 1ч Твёрдые и мягкие согласные Звук ч 1ч Твёрдые и мягкие согласные Звук ц 1ч Глухие и звонкие согласные 1ч Дифференциация п-б 1ч Дифференциация т-д 1ч Дифференциация к-г 1ч Дифференциация к-х 1ч Дифференциация в-ф 1ч Дифференциация с-з 1ч Дифференциация ш-ж 1ч Дифференциация с-ш 2ч Дифференциация з-ж 1ч Дифференциация з-ж-с-ш 1ч Дифференциация ч-ц 1ч Дифференциация ч-т‘ 1ч Дифференциация ч-щ 1ч Дифференциация л'-й 1ч Дифференциация л-р 1ч Дифференциация л-р-л'-р‘ 1ч Именительный падеж имён существительных. Род им. сущ. 1ч Одушевлённые и неодушевлённые имена сущ. 1ч Образование им. сущ. при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. 1ч Детёныши животных. 1ч Винительный падеж имён существительных 3ч Дательный падеж имён существительных 3ч Родительный падеж имён существительных 3ч Творительный падеж имён существительных. Профессии. 3ч Предложный падеж имён существительных 3ч Дифференциация предлогов с- из 1ч Дифференциация предлогов в-на- над 1ч Дифференциация предлогов из, из-за, из-под 1ч Образование притяжательных прилагательны 3ч Связь имени прилагательного и имени существительного. Изменение прилагательных по родам. 1ч Словосочетание числительное+ имя существительное 3ч Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 2ч Образование приставочных глаголов. 2ч Образование возвратных глаголов. 1ч Пересказ по опорным картинкам. 5ч Составление рассказа по сюжетной картинке. 2ч Составление рассказа по опорным словам. 2ч
-
-
Группа учащихся 2-3 классов, страдающих нарушениями письменной речи, обусловленными фонетико-фонематическим недоразвитием
-
Краткая характеристика группы
В письменной речи учащихся данной группы встречаются: искажения , замены, смешения, особенно пар звонких и глухих согласных (т-д, к-г, п-б), аффрикатов, свистящих и шипящих; отмечается несформированностьзвуко-буквенного анализа у всех детей; отмечаются нарушения слоговой структуры слов (особенно четырёхсложных, со стечениями согласных ). Дети не дифференцируют понятия слово – предложение, звук – буква. Значения отдельных прочитанных слов понимаются неверно, часто дети путают значения слов, сходных по звучанию. Внимание и память у детей неустойчивые. Плохая переключаемость и низкая работоспособность отмечаются у всех учащихся данной группы.
-
Темы занятий
Развитие временных представлений 1 ч Развитие оптико-пространственных представлений 5 ч Речь. Предложение. Слово. Звук ч Звуко-буквеный анализ слов 4ч Слоговой анализ и синтез 3ч Ударение 3ч Обозначение мягкости согл. буквой Ь 2ч Дифференциация А-Я. 2ч Дифференциация И-Ы. 3ч Дифференциация У-Ю. 2ч Дифференциация О-Ё. 2ч Дифференциация Ё-Ю. 1ч Дифференциация В-З. 1ч Дифференциация Х-Ж. 1ч Дифференциация Б-Д. 3ч Дифференциация Ш-Щ. 1ч Дифференциация Т-Д. 3ч Дифференциация П-Б. 3ч Дифференциация В-Ф 2ч Дифференциация К-Г. 2ч Дифференциация С-З. 3ч Дифференциация Ш-Ж .2ч Дифференциация Ж-З. 2ч Дифференциация Ш-С-Ж-З. 1ч Дифференциация Ч-Щ. 2ч Дифференциация Ч-Т'. 1ч Дифференциация Ч-Ц. 2ч Дифференциация Щ-С'. 1ч Дифференциация С-Ц. 3ч Дифференциация Л'-Й. 1ч Дифференциация Л-Р. 1ч Дифференциация Л-Р-Л'-Р'.1ч Логическое ударение. 3ч Работа над деформированным предложением. 3ч Работа над деформированным текстом. 3ч Работа над техникой чтения. 10 ч
-
Речевой и наглядный материал, грамматические темы
-
Группа учащихся 3-4 классов, страдающих нарушениями письменной речи, обусловленными общим недоразвитием речи
-
Краткая характеристика группы
В письменной речи учащихся данной группы встречаются: искажения слов, замены, смешения особенно пар звонких и глухих согласных (т-д, к-г, п-б), аффрикатов, свистящих и шипящих, букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство; в письменных работах детей встречаются ошибки словоизменения и нарушение связи слов в предложении. У всех детей группы отмечается нарушение фонематического восприятия, несформированностьзвуко-буквенного анализа; нарушения слоговой структуры слов (особенно четырёхсложных и со стечениями согласных). Дети не дифференцируют понятия слово – предложение, звук – буква. У детей затруднено словообразование и словоизменение по аналогии. Собственная речь бедна. Предложения состоят из 2-3 слов. В речи преобладают существительные и глаголы, словарь признаков беден. В собственной речи большое количество аграмматизмов. В речи часто неверно употребляются предлоги. Понимание прочитанного текста плохое. Часто дети затрудняются определить тему и главную мысль текста, не понимают подтекст. Внимание и память у детей неустойчивые. Плохая переключаемость и низкая работоспособность отмечаются у всех учащихся данной группы.
-
Темы занятий
Развитие временных представлений 1ч Развитие оптико-пространственных представлений 3ч Речь. Предложение. Слово. Звук 1ч Работа над деформированным предложением. 6ч Согласование глагола прош.вр. с им. сущ. в роде и числе . 1ч Согласование им.сущ. с им.прил. в роде, числе и пад 2ч Родительный падеж имён существительных. 2ч Дательный падеж имён существительных. 2ч Винительный падеж имён существительных 2ч Творительный падеж имён существительных 2ч Предложный падеж имён существительных 2ч Предлоги НА, В 2ч Предлоги В, ИЗ 2ч Предлоги С, ИЗ 1ч Предлоги ИЗ, ИЗ-ЗА 1ч Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА 1ч Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. 1ч Предлоги НА, НАД, ПОД. 1ч Предлоги К, ОТ. 1ч Предлоги ПО, К. 1ч Предлоги (закрепление) 2ч Логическое ударение. 3ч Работа над деформированным предложением. 6ч Работа над деформированным текстом. 3ч Работа над техникой чтения. 11ч Сочинение по опорным словам. 3ч
-
Речевой и наглядный материал, грамматические темы
-
Индивидуальная работа по коррекции нарушений звукопроизношения, вызванных нарушением подвижности артикуляционного аппарата
-
Краткая характеристика группы
Для детей данной группы характерны нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, часто скрытое левшество, несформированность межполушарных взаимодействий. Подвижность артикуляционного аппарата нарушена ( язык напряжённый или вялый, фибриллярные подёргивания язык, поиск позы, отклонение языка от центральной оси, повышенная саливация, наличие сосательного рефлекса) . Это вызывает нарушения звукопроизношения, сложности в овладении слоговой структурой слова ( особую сложность вызывает произнесение слов со стечениями согласных), нарушение речевого дыхания и просодики.
-
Этапы коррекционной работы
1 этап Артикуляционная гимнастика, развитие тонкой моторики рук 2 этап Постановка звука 3 этап Автоматизация звука в слогах Автоматизация звука в словах Автоматизация звука во фразе Автоматизация звука в тексте 4 этап Дифференциация звука с фонетически и артикуляторно близкими 5 этап Введение звука в речь.
-
Речевой и наглядный материал, грамматические темы
-
Содержание коррекционно воспитательной работы
Коррекционно-воспитательное воздействие осуществляется постоянно, посредством системы целенаправленных вопросов, которые стимулируют познавательную деятельность и активность детей на коррекционных занятиях. В процессе выполнения заданий развивается и совершенствуется: 1. внимание 2. память (различные модальности) 3. способность к переключаемости с одного вида деятельности на другой 4. самостоятельность и целенаправленность 5. произвольность учебной деятельности
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.