Содержание
-
Коррекционно-развивающие занятия с учащимисясо сложной структурой дефектав условиях сенсорной комнаты
Специалист ГБОУ СКОШ № 991 учитель-дефектолог Крючкова И.В.
-
Сенсорная комната предоставляет неограниченные возможности в получении разнообразных зрительных, слуховых, тактильных стимулов, а также использования данной стимуляции очень длительное время. Сочетание данных стимулов оказывает на психическое, эмоциональное развитие ребенка расслабляющее, восстанавливающее и в то же время тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее действие. На занятиях в сенсорной комнате задействован каждый анализатор, поэтому восприятие становится более активным. Большую значимость сенсорная комната приобретает при работе с детьми с РДА, с нарушением интеллекта, со сложной структурой дефекта и др.
-
Программаучителя-дефектолога Крючковой И.В. коррекционно-развивающих занятий «Мой мир» в сенсорной комнате направлена на решение следующих задач: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды; стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.); развитие двигательных функций; создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к учёбе.; снижение тревожности и беспокойства; уменьшение раздражительности и проявлений агрессии; отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости; ускорение процессов мозговой активности; стимуляция познавательных процессов; социальная адаптация; развитие произвольного внимания, эмоций, речевого и невербального общения; расширение жизненного опыта детей, обогащения их чувственного мира; профилактика аномалий поведения, социальной дезадаптации.
-
Функциональные блоки сенсорной комнаты Блок расслабления и релаксации Покрытия стен, пола и других поверхностей, маты и коврики, сухой бассейн (мягкая емкость из матов с пластиковыми шариками), светильники, создающие мягкий рассеянный свет, игрушки (в том числе мягкие и с наполнителями в виде мелких и крупных шариков), аромалампы, спокойная расслабляющая музыка или записи звуков природы. Ребенок, с которым проводятся занятия, имеет возможность принять удобную позу (лежа или сидя), расслабиться и подумать о чем-то приятном, поэтому мебель мягкая и вызывает желание расположиться на ней и отдохнуть. Окружающая обстановка настраивает на позитивный лад, способствует ощущению безопасности и комфорта.
-
Блок для активации Сюда относится оборудование, которое активизирует все процессы, происходящие в организме, обостряет чувствительность органов: мячики для массажа, подвижные мобили, оснащенные звуковыми и световыми эффектами, подвижные конструкции и игрушки, сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн, наполненный мячиками или чем-то другим. Свет должен быть ярким, но не напрягающим, звуки могут быть громкими, но не резкими и раздражающими. Все это стимулирует и поддерживает процессы внимания и восприятия, улучшает настроение и создает ощущение радости и праздника. Ребенок под влиянием всех этих факторов начинает более активно познавать окружающий мир, проявляет двигательную активность, инициирует новые игры и охотно идет на контакт. Таким образом, развитие происходит гораздо быстрее и эффективнее.
-
По способу воздействия на органы чувств, оборудование сенсорной комнаты разделяют на следующие группы: Тактильные ощущения Воздействие на органы осязания, поверхность кожи рук, ног и других частей тела создает благоприятную атмосферу для успокоения нервной системы и полного расслабления организма. Посредством тактильных ощущений развивается чувствительность, ребенок научается различать предметы и квалифицировать их по группам, улучшается координация и моторика (в том числе, мелкая моторика пальцев рук, так полезная при письме и манипуляциях с небольшими предметами). Двигательные навыки развиваются быстрее и сопровождаются позитивными эмоциями и положительными впечатлениями. В результате устраняются страхи и необоснованные переживания, снимаются неврозы, поведение становится более адекватным и регулируемым. Особенно полезно такое воздействие для детей с повышенным уровнем тревожности и для гиперактивных малышей.
-
Зрительные ощущения Мягкий свет, медленно меняющиеся картинки спокойных цветов или абстрактные расплывчатые изображения снимают возбуждение нервной системы, приводят в нормальное состояние все внутренние процессы организма. Яркие образы и сильная освещенность, напротив, стимулируют познавательные процессы, активизируют работу сознания, усиливают мозговую активность.
-
Звуковые ощущения Сильный и громкий звук или быстрая музыка задают нужный темп при активных действиях, вызывают желание двигаться быстро или даже танцевать, медленный темп замедляет нервные процессы, снимает возбуждение, расслабляет и успокаивает. Часто для воздействия на психику используется музыка (в основном классическая). Доказано, что мелодия более сильно воздействует на сознание, чем простой набор звуков.
-
Сенсорная комната широко используется как дополнительное средство при коррекционно-развивающем воздействии. Считается, что с ее помощью многократно усиливается эффект всех производимых манипуляций и мероприятий, которые направлены на оптимизацию психоэмоционального и физического состояния организма. Сенсорная комната благотворно влияет на детей с нервными, невротическими и психосоматическими расстройствами, помогает им расслабиться и направить процессы организма. Также нахождение в сенсорной комнате стимулирует различные органы чувств (зрение, обоняние, слух, двигательные функции и т.д.) у лиц с задержками психического развития, нарушениями процессов сознания, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ДЦП и другими болезнями и патологиями.
-
Примерная структура занятия: Организационная часть. Игры, упражнения, помогающие снять психоэмоциональное напряжение, развить коммуникативные способности, упражнения и игры в адаптационный период. Основная часть: Игры, упражнения, задания на восприятие признаков и свойств предметного мира. Выполнение заданий, развивающих активность, целостность, дифференцированность восприятия на основе наглядно-практических действий с использованием интерактивного оборудования тёмной сенсорной комнаты. Игры, упражнения, игровые задания на обогащение и расширение представлений об окружающем предметном мире. 3. Заключительная часть. Подведение итогов, рефлексия.
-
План работы по программе «Мой мир» в 6 классе
-
План работы по программе «Мой мир» в 6 классе
-
-
Первое и последнее коррекционно-развивающие занятия в сенсорной комнате являются диагностическими. Остальные – проводятся в форме игр-путешествий, игр-сказок. Занятия проводятся один раз в неделю с подгруппой или индивидуально. Структура занятий не меняется, а лишь наполняется новым материалом. Оборудование комнаты используется в зависимости от характера и содержания занятия. Музыкальное сопровождение каждого этапа занятия отличается друг от друга. На подготовительном и заключительном этапах можно использовать динамическую классическую музыку («Классика для малышей»). На промежуточном – спокойную. На основном – любое музыкальное произведение, подходящее для инсценировки и игры.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.