Содержание
-
-
Сенсорная комната
В литературе встречаются другие названия: Комната психологической разгрузки Комната релаксации Комната «Снузлин» Мультисенсорная комната
-
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
-
Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори.
-
Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих различные трудности в развитии и поведении.
-
В образовательном учреждении сенсорная комната используетсяв следующих направлениях:
Психорофилактические занятия для детей от 3-хлет и старше; Индивидуальные занятия с детьми по уменьшению тревожного состояния; Профилактика эмоционального выгорания педагогов
-
Цели и задачи занятий в сенсорной комнате:
-
Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
снятие психоэмоционального напряжения саморегуляция и самоконтроль умение управлять своим телом, дыханием умение передавать свои ощущения в речи умение расслабляться, освобождаться от напряжения формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях уверенность в себе.
-
Развитие коммуникативной сферы воспитанников:
эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
-
Развитие психических процессов:
произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
-
Противопоказания:
Глубокая умственная отсталость Инфекционные заболевания наличие у учащегося частых эпилептических припадков гиперактивные дети (ограничение по времени) Психоневрологические заболевания
-
Методы работы в сенсорной комнате:
игры и игровые упражнения специальное оборудование для развитие восприятия, внимания, мышления. дыхательные упражнения релаксационные упражнения беседы и сказкотерапия наблюдения песочная терапия музыкотерапия со звуками природы и животных. лего-конструирование
-
Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется:
назначению врача невролога, по решению ПМПК и ПМПк, по наблюдению педагогов и психолога, по запросу родителей.
-
Занятия имеют следующую структуру:
ритуал начала занятия (рефлексия) игровое задание на развитие психических процессов релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение ритуал окончания занятия (рефлексия).
-
Продолжительность занятия:
Длительность занятия – 20-25 минут. Время занятия может уменьшаться из-за психоэмоционального состояния воспитанника.
-
Возможности сенсорной комнаты
Эмоциональное развитие; Снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная разгрузка) Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля Тренировка стрессоустойчивости Психогимнастика Коммуникативные игры Развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру Развитие двигательной функции. Развитие психических и познавательных процессов
-
Рекомендации по проведению работы в сенсорной комнате с детьми, имеющими нарушения в развитии:
Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате. Ограниченное число детей. Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий. Системность и структурированность занятий.
-
Воздушно-пузырьковая колонна
дает сильную зрительную, тактильную, слуховую стимуляцию. Пузырьковая трубка мягко меняет цвет по всей высоте распространения пузырьков. Прикоснувшись к трубке, вы почувствуете мягкую вибрацию пузырьков. Безопасное угловое зеркало создает оптический эффект расширения пространства.
-
Мягкая форма «Остров»
Мягкое бескаркасное кресло среднего размера в форме «острова», наполненное пенопластовыми гранулами Сидение служит идеальной опорой для сидящего или лежащего ребенка, принимая форму его тела. Используется в целях снятия физического напряжения и чувства усталости. Гранулы, наполняющие пуфик, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счёт лёгкого точечного массажа
-
Сухой бассейн
Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Регуляция мышечного напряжения. Развитие: кинестетической и тактильной чувствительности;образа тела; Пространственных восприятий и представлений; Проприоцептивной чувствительности. Коррекция уровня тревожности, агрессивности
-
Зеркальный шар
Служит для релаксации и зрительной стимуляции. С помощью источника света зеркальный шар наполняет все пространство комнаты яркими светящимися точками, которые медленно двигаются, меняют цвета и создают необыкновенный визуальный эффект.
-
Проектор «Звездное небо»
Проектор воспроизводит проекцию ночного неба с россыпью звезд различной величины и плывущих туманностей, которые можно регулировать вручную, установив желаемый режим.
-
Фиброоптический модуль «Тучка»
Способствует развитию фантазии, восстановлению зрения, развивает тактильные ощущения и моторику
-
Сенсорная комната – это комната где происходят самые настоящие чудеса, попадая в нее, попадаешь в сказку, получаешь море впечатлений и положительных эмоций!
-
Результат работы в сенсорной комнате
Приобретение навыков произвольной саморегуляции; Снижение агрессивности, тревожности; Сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих; Умение взаимодействовать в группе; Достижение состояния расслабления.
-
«Мысленная картина»
(Выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны, Панно «Звездное небо», тактильной панели любого вида) Цель: создание хорошего настроения; тренировка зрительной памяти. Детей просят посмотреть на одно из вышеперечисленных изделий, закрыть глазки и попытаться удержать увиденное в памяти. Обсуждение: удалось ли удержать в памяти увиденное с закрытыми глазами?
-
Упражнение «Сжимаем крепче»
(Это упражнение выполняется с помощью изделия на базе пучка фибероптических волокон) Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Обращается к детям: «Так как волокна мягкие, их можно сгибать. Давайте соберем волокно в ручке». Педагог показывает детям, как можно собрать волокно в ладошке. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество волокон, включенное в одно задание должно постепенно увеличиваться.
-
«Мои эмоции»
(Выполняется с использованием панели «Полет в Бесконечность») Цель: создание положительного эмоционального состояния; мотивирование детей на изучение эмоционального мира; способность осознавать эмоции. Дети по очереди подходят к зеркалу и показывают эмоцию, которая ребенку на данный момент близка, а остальные дети отгадывают и называют ее. Далее ведется обсуждение, почему люди испытывают те или иные эмоции.
-
Упражнение «Поймай звездочку»
Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания движения. Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на крутящийся и создающий разноцветные блики - «мерцающие звезды» - зеркальный шар: «Смотрите, как много звезд! Заметьте, одна звездочка улыбается вам. Вон она полетела. Давайте поймаем ее глазками, - она хочет с вами поиграть». Дети ловят взглядом звездочку.
-
«Золотая рыбка»
(Для игры используется воздушно-пузырьковая колонна с рыбками) Цель игры: сплочение детского коллектива; зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект. Дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и спусканием рыбок под воздействием воздуха. Создается соревновательная обстановка.
-
Упражнение «Звездное небо»
Цели: обогащение сенсорного опыта; развитие зрительного восприятия. Ход упражнения Дети и педагог лежат на мягком модуле, любуясь Потолочной панелью «Звездное небо» или Плиткой «Звездное небо»: Педагог спрашивает детей, в какое время суток могут гореть звездочки. Дети рассматривают небо, определяя цвет, форму, размер звездочек.
-
«На космическом корабле»
(Выполняется с использованием панели «Полет в Бесконечность») Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазо-двигательной координации. Детям предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Обязательное условие: смотрим на ближайший квадрат, а затем на отдаленный. Ведется разговор о том, что же дети смогли увидеть.
-
У водопада»
« (Выполняется при использовании модуля «Волшебный фонтан»; занятие сопровождается музыкальной композицией «Водопад» или «У ручья») Цель: общая релаксация; развитие слуха, воображения и коммуникации. Дети полукругом размещаются у фонтана, принимают удобное положение и вслушиваются в шум стекающей воды. При этом необходимо закрыть глазки и включить воображение, для того чтобы оказаться на красивом острове у водопада. Представить, какой водопад, войти в него, поплескаться, почувствовать, какая вода, и пр. По окончании упражнения проводится обсуждение: кому удалось представить себе водопад? Рассказать, что он там видел, смог ли почувствовать воду.
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.