Содержание
-
Современные научные представления о семье
-
Семья – институт первичной социализации ребенка
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка Семья первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива Общая цель в семье, всех членов семьи- забота друг о друге
-
Главные задачи семьи:
Младенчество - формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби) Ранний возраст - формирование предметно-орудийной компетентности Дошкольный возраст – формирование социальной компетентности
-
Младший школьный возраст - сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности Подростковый и юношеский возраст -создание условий для развития автономии и самосознания
-
Влияние семьи:
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности Родители являются источником необходимого жизненного опыта Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка Морально – психологический климат семьи – это школа отношений между людьми
-
Отношения в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка Родительский стиль - "система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним".
-
Факторы, влияющие на стиль семейного воспитания:
особенности личности родителей и форм их поведения психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования эмоционально-нравственная атмосфера в семье
-
Факторы, влияющие на стиль семейного воспитания
диапазон средств воспитательного воздействия (от наказа до поощрений) степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения
-
Авторитарный стиль
Родители: подавляют инициативу ребенка считаются всегда правыми жестко руководят и контролируют действия и поступки ребенка воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки во всем навязывают свою волю (принуждения окрики, запреты) Родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным
-
Ребенок: вырастает неуверенными в себе, робким, невротизированным, неспособным постоять за себя или наоборот агрессивным, авторитарным, конфликтным Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире
-
При авторитарном стиле детско – родительских отношений:
дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинить родительской воле у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им удобную жизнь
-
В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьей вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем
-
став взрослым, ребенок либо сам приобретает авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым, подавленным при родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым
-
Гиперопекающий стиль
Родители: лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии постоянно находятся рядом с ребенком, решают за него проблемы излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье
-
Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей к нему не предъявляют никаких требований, обязанностей и просьб Ребенок живет в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи
-
При гиперопекающем стиле детско – родительских отношений:
у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу родители ощущают себя «сделавшими все за своих детей», тем самым снижая чувство вины, часто присущее родителям до начала социализации (поступление в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным
-
В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в семье он станет инфантильно – потребительски относиться к миру будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадает ему будет трудно, а иногда и невозможно справиться с своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии все же настигнут его в реальной жизни
-
Гипоопекающий стиль
Родители: мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки» отсутствует единый последовательный подход к воспитанию ребенка Может наблюдаться в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта
-
Ребенок отсутствует эмоциональный контакт с родителями испытывает недостаток внимания, заботы, тепла для самоутверждения использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается не понимает слово «Надо!», указания и требования взрослых не выполняет
-
При гипоопекающем стиле детско – родительских отношений:
родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка у ребенка отсутствует стабильность и нет четких конкретных ориентиров в оценках и поведении ребенок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно
-
В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
вырастает с проблемами в личностном плане: низкая самооценка, тревожность, импульсивность, неумение понимать себя и других лишается твердой опоры и чувства защищенности из – за отсутствия правил и требований, регламентирующих жизнь
-
Демократический стиль
Родитель считается главным, ему принадлежит основная доля власти и ответственности при решении важных семейных вопросов учитывает мнение и интересы ребенка поощряет любую инициативу ребенка, самостоятельность выражает ребенку свою любовь и доброжелательность проявляет твердость и последовательность в соблюдении дисциплины
-
Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону ответственности находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах прислушивается к советам родителей, знает слово «надо» умеют дисциплинировать себя и строить отношения со сверстниками
-
При демократическом стиле детско – родительских отношений:
жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым ребенком отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет родительского авторитета априори
-
родитель участвует во взрослении человека, отличающего от него самого, ему приходится осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его собственную жизнь
-
В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.