Содержание
-
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД КАК ЯДРО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
-
Понятие метапредмета трактуется неодинаково разными учёными: 1. Метафизика Аристотеля 2. Метапредметы в трактовке Ю.В.Громыко3. Учебные метапредметы в трактовке А.В.Хуторского.
-
А.В.Хуторской:
Что касается нынешнего варианта стандартов для школ, метапредметность там представлена довольно эклектично (бессистемно). Но сам факт, что данное понятие входит в широкий оборот, имеет важное значение для исследователей.
-
Что такое метапредметное содержание?
В.В.Краевский, А.В.Хуторской: метапредметное содержание – это набор фундаментальных образовательных объектов. Ю. В. Громыко: Метапредметное содержания образования – это деятельность, не относящаяся к собственно предметной.
-
А.В.Хуторской:
В основе метапредметов лежит набор фундаментальных образовательных объектов (взаимосвязанная система категорий, понятий, символов, явлений, проблем имеющих как реальное, так и идеальное воплощение), определенный для каждой области познаваемого бытия. Например, числа.
-
С целью оформить получающиеся межпредметные образовательные блоки, вводятся особые дисциплины - метапредметы, которые представляют собой предметно оформленные связки образовательных направлений, определяемых учителями.Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы» (1-2 класс), «Культура» (5-6 класс), «Мироведение» (5-8 класс), «Естествознание» (10-11 класс).
-
Н. В. Громыко:Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления - «знание», «знак», «проблема», «задача».
-
В. В. Давыдов: Теория развивающего обучения
Школа должна в первую очередь учить детей мыслить - причем, всех детей, без всякого исключения.
-
Цель метапредметных курсов - формирование теоретического мышления у школьников
-
Н. Громыко:Школьный урок будет организован более увлекательно и глубоко, если в основе процесса обучения лежит принцип повторного открытия уже открытых явлений и законов.
-
Различия в подходах к организации метапредмета и традиционного:
1) принцип многопредметности, в соответствии с которым одновременно «обрабатывается» / обсуждается материал нескольких традиционных предметов (математика, физика, история, литература …); 2) принцип вариативности методов, в соответствии с которым к разработке содержательной стороны метапредмета необходимо подходить, опираясь на различные способы мышления и креативные методы.
-
Метапредмет – это возможность создать новое образовательное содержание. «Образовательное содержание» - это разработка универсальных техник, способов работы мыслительной и творческой деятельности, которые можно найти в любой научной дисциплине (откуда возникли содержание традиционных предметов) и продемонстрировать на любом соответствующем материале.
-
Принцип многообразия методов позволяет в рамках одного урока создать коммуникативное поле, в котором учащиеся учатся абстрагироваться от материала, осознать и обсудить в ходе дискуссии выработанный на уроке творческий процесс мышления.
-
Различия между метапредметом и традиционным:
1. Учитель метапредмета должен развивать в ученике прежде всего определенные способности: понимание, умение реализации, мотивацию, способность различения (понятийного, категориального, …), самоопределение, …На этом подходе и строится планирование урока.Учитель традиционного предмета при планировании имеет дело с самим материалом и переходом от одного материала к другому.
-
2. Учитель метапредмета должен подходить к материалу с разных углов зрения. В противном случае невозможно показать ученику то, что «прививаемый» ему метод применим к любому материалу, связанному с рассматриваемым предметом, и относится к супра- и метапредметности.
-
3. Учитель метапредмета, особенно метапредмета «знание», работает не с информацией, а со знанием. Поэтому он концентрируется на таких вопросах, как генерирование и применение наук. Он ставит перед учащимися вопросы, не имеющие единственного четкого решения или ответа. Подобные вопросы мотивируют учащихся к поиску решения и порождению самостоятельного знания. Ученик должен переоткрывать ранее сделанные открытия, следовать процессу их возникновения и находить новые ответы на те же вопросы.
-
В рамках традиционных предметов речь идет обычно о передаче учителем информации. Он представляет учащимся определенный уже имеющийся способ рассмотрения проблемы.
-
4. Учитель метапредмета должен сам владеть умениями, которые он хочет привить учащимся. И применяя определенный метод, он должен показать, как этот метод применим в его собственной работе.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Уровни действий учащихся на уроке по метапредметам:
1. Работа на разном предметном материале (например, на материале биологии, литературы и химии): осмысливание важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, переоткрытие в мышлении того, как эти понятия были созданы. И через это - переоткрытие процесса возникновениятого или другого знания, переоткрытие открытия, некогда сделанного в истории, переоткрытие формы существования данного знания.
-
2. Осознание способа своей работы на разном предметном материале: рефлектирование собственного процесса работы (что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия). 3. Выведение заключения о том, что несмотря на разные предметные материалы, ученик в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью - с организованностью знания. Понятие же является одним из важнейших моментов данной организованности.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Этапы построения сценария
1. Предварительно нужно выбрать проблемную тему. Затем на основании специального логического анализа и логической проработки проблемной темы выявить позиции, столкновение которых и определяет структуру проблемной ситуации. 2. Далее следует установить отношения участников образовательного процесса (педагогов и учащихся) к выделенным позициям, задающим структуру проблемной ситуации.
-
3. Результатом третьего этапа является построение проблемной образовательной ситуации как ситуации учения-обучения со всем набором педагогических и учебных позиций. Это, собственно, и отличает мыследеятельностный процесс проблематизации в образовании от так называемого проблемного обучения. Все дело в том, что реальная проблема - это проблема в равной степени и для педагога, и для учащегося.
-
4. На четвертом этапе нужно вернуться в исходную точку построения процесса проблематизации - к первоначально сформулированной проблемной теме: когда на основе построенной проблемной ситуации осуществляется переосмысление выделенной проблемной темы. Уточняем тему 1 и переходим к теме 2. В результате этого переосмысления строится действительность определения проблемы, и проблема переводится в задачу.
-
-
-
Литература для подготовки «Метапредметного занятия»
Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для уч. старших кл. - М., 1998. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). - Минск, 2000. Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. / Уч. пособие для учащихся старших классов. — М.: Пушкинский институт, 2001. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Уч. пос. для учащихся старших классов. — М., 2001. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.
-
Интернет-рессурсы
http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/metapredmet.htm
-
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, устанавливаемые ФГОС 2-го поколения
-
Универсальные учебные действия (УУД)
-
-
Тема: «…» «Хаос и порядок» систематизировать
I. Работа над лексикой. 1. Составьте словосочетания / предложения. 2. Сгруппируйте (слова по темам). 3. Соотнесите … Рассмотрите картинки. Какие из данных выражений подходят к каждому лицу. 4. Распределите ... 5. Упорядочьте список … по степени … 6. Разложите сложное слово на компоненты.
-
II. Работа над грамматикой.
1. Раскройте скобки, употребив … в правильной форме. 2. Выполните упражнение по образцу. 3. Соедините части предложений … . 4. Дополните предложения … . 5. Выберите тексты, написанные в прошедшем, … времени. 6. Подберите картинки к текстам. 7. Вспомните как можно больше прилагательных / … по теме «…». 8. Выпишите предложения с … .
-
III. Аудирование.
1. Прослушайте словосочетания . Допишите к первым компонентам словосочетаний вторые. 2. Прослушайте интервью. Заполните таблицу недостающей информацией. 3. Расположите реплики диалога в нужном порядке. 4. Назовите / выберите реплики, адекватные ситуации. 5. Заполните своими репликами отсутствующие части диалога. 6. Выберите подходящую фразу …
-
IV. Чтение.
1. Прочитайте части текста и расставьте их в правильной последовательности. 2. Прочитайте 3 коротких текста и соотнесите с соответствующим заголовком. 2а. Прочитайте тексты еще раз. В каком из них вы услышали следующую информацию. Заполните таблицу. 3. Прочитайте 2 письма. Кто мог написать их? ( прогнозирование) 4. Выберите из текста … 5. Сгруппируйте … 6. Сопоставьте …
-
V. Монологическая и диалогическая речь.
1. Прослушайте 3 диалога. Укажите, в каком из них содержится просьба. 2. Прослушайте диалог 3. Преобразуйте фразу, чтобы она выражала вежливость, удивление, негодования …(Выберите подходящее выразительное средство.) 4. Разбейте текст … 5. Найдите в тексте … 6. Задания, связанные с планом текста. 7. Сравните два утверждения …
-
VI. Письмо
1. Подпишите / Подберите надписи к картинкам. 2. Соотнесите части письма с его структурными компонентами: обращение, тема письма, …. 3. Проанализируйте образцы оформления писем 3. Восстановите недостающую часть текста. 4. Сгруппируйте … 5. Соотнесите транскрипцию с написанием слова. 6. Составьте тезисы к частям текста. 7. Систематизируйте информацию письма, отмечая заслуживающую внимания.
-
Рефлексия
Анализ (обсуждение)
-
Рефлексия - мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п.
-
Рефлексия как образовательная деятельность относится к двум областям:
1) онтологической, относящейся к содержанию предметных знаний, 2) психологической, т.е. обращенной к самой деятельности.
-
Эффективной оказывается рефлексия чувств,т.е. вербальное или невербальное (рисунки, музыка, ассоциации) описание чувств и ощущений, протекающих в той или иной образовательной ситуации.
-
Привыкнув к учительским объяснениям и необходимости последующего воспроизведения услышанного, многие дети считают свою учебу неотделимой от преподавания: «Если материал не объясняется учителем, то нет и учебы». В результате такой установки развитие личности проходит для нее неосознанно, а значит, и неэффективно.
-
Методика организации рефлексии ученика включает в себя следующие этапы
Завершение выполняемой по учебному предмету деятельности. Восстановление последовательности выполненных действий, даже тех, которые на первый взгляд ученику не кажутся важными. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п.
-
Выявление и формулирование результатов рефлексии. Таких результатов может быть выявлено несколько видов: предметная продукция деятельности — идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т.п.; способы, которые использовались или создавались в ходе деятельности; гипотезы по отношению к будущей деятельности (например, по качеству и количеству то-то возрастет так-то). Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.
-
Тема: «…» «Хаос и порядок» планировать
I. Работа над лексикой. 1. … II. Аудирование. 1. … III. Чтение. 1. … IV. Монологическая и диалогическая речь. 1. … Анализ (обсуждение):
-
Выберите задания, в ходе выполнения которых решается задача развития такого универсального учебного действия, как интерпретация фактов.
-
Выпишите из текста слова с общим корнем. Дополните предложения. Нарисуйте дом и предположите, кто в нем будет жить. Объедините несколько предложений в одно. Определите значение слова по словообразовательным элементам. Передайте собеседнику смысл следующего сообщения своими словами. Подберите антонимы к приведенным словам. Подчеркните новые слова в предложении. Посмотрите на незавершенный рисунок и выскажите предположение о том, что не успел нарисовать художник. Преобразуйте косвенную речь в прямую. Разделите текст на смысловые части и озаглавьтекаждую часть. Сделайте вывод из того, что вам сказали, и выразите свое удивление.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.