Содержание
-
Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучениювоспитатель 1 кв.категорииКачула Е.А.
-
Цель: Формирование профессиональных компетенций, помогающих выстраивать взаимодействие родителей/законных представителей и ДОО в вопросах предшкольной подготовки в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
-
Подготовка детей к школе – это важный момент в жизни ребенка.И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса вопросов. Готов ли мой ребенок к школе?Что он должен знать и уметь перед школой? В шесть или семь лет отдавать его в первый класс?..Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Только одно можно сказать с уверенностью, что готовить ребенка к школе обязательно нужно – это значительно облегчит адаптационный период и поможет в обучении. Подготовка к школе это – целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе. Так анализ учебной деятельности, проведенной в исследованиях Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую в себя: учебные задачи, учебные действия, контроль и оценку. Специфика учебных задач, в отличие от задач практических, состоит в том, что основной целью деятельности является усвоение «общих способов выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач». Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнения еще одного действия – контроля. С действиями контроля тесно связана оценка. Таким образом, принятие учебной задачи и адекватное действование в ситуации такой задачи может служит важнейшим критерием, диагностирующим общую психологическую зрелость ребенка и его готовность к школьному обучению. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – необходимый момент в осуществлении профилактики психического здоровья ребенка.
-
Специальное и личностное развитие (личностная готовность) –включает три сферы жизненных отношений:*отношение с окружающими взрослыми;*взаимоотношения со сверстниками;*отношение к самому себе.Особенности личностного развития, такое как, недостаточное развитие произвольности – способности понять и принять определенную цель и действовать с этой целью, могут стать основой неготовности к школе, а значит и причиной комплекса школьных трудностей.Еще один показатель личностной готовности – самооценка ребенка. Следует отметить, что у учеников с трудностями самооценка занижена, что совсем несвойственно детям 6-7 лет, так как самооценка у них в этом возрасте завышена. Они еще не умеют критически оценивать сами себя. Результатом заниженной самооценки является постоянное давление взрослых, их неудовлетворенность успехами ребенка.Важным компонентом готовности к школе – является речевое развитие. Недостаточная сформированность речевых функций, и прежде всего регулирующей функции речи, является прогностическим критерием формирования комплексных школьных трудностей в формировании базовых учебных навыков – письма и чтения – может быть и несформированность ряда школьно значимых познавательных функций – зрительного и пространственного восприятия, моторики, зрительно-моторных координаций. Поэтому любое обследование на готовность ребенка к школе предполагает тесты, анализирующие эти стороны развития ребенка.
-
Познавательная готовность к школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?1)Внимание.*Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.* Находить сходства и отличия между предметами, картинками.* Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.* Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.2)Математика.* Цифры от 0 до 10, количественный и порядковый счет в пределах 10, состав числа 10.* Прямой счет от 1 до 20 и обратный счет от 20 до 1.* Арифметические знаки: «+ », «-», «= «.* Деление круга, квадрата напополам, четыре части.* Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.* Названия геометрических фигур.* Ориентироваться во времени.
-
3)Память.*Запоминание 10-12 картинок.* Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.* Пересказывание текста из 4-5 предложений.4) Мышление.* Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.* Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.* Определять последовательность событий, что было сначала, а что – потом.* Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.* Складывать пазлы без помощи взрослого.* Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.5) Мелкая моторика.* Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.* Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.* Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.* Выполнять аппликации.* Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.* Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
-
6) Речь.*Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.* Понимать и объяснять смысл пословиц.* Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.* Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.* Различать в словах буквы и звуки.7) Окружающий мир.*Знать основные цвета, домашних и диких животных.* Зимующих и перелетных птиц.* Деревья и кустарники, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.* Называть природные явления.* Называть последовательность времен года, месяцев, дней недели, частей суток.* Свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы.* Свой город, домашний адрес.* Какие бывают профессии.
-
Как понять готов ли ребенок к школе? Первый и самый простой способ- это ваши собственные наблюдения.Вы заметили, что ребенок может без особого труда подолгу (не менее 20 минут) выполнять кропотливую работу, требующую сосредоточения внимания, - рисует, лепит, собирает конструктор и т.п. Начатое дело стремится довести до конца. Часто задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире. С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи из 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые вы когда-то читали. У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается со взрослыми. На вопрос: `Хочешь пойти в школу?` - ребенок отвечает: `Хочу, там много нового и интересного, а я научусь писать, читать и т.п.`.Если вы узнали по этому описанию своего малыша, значит, у вашего ребенка не возникнет лишних проблем с обучением в школе.Второй способ определить готовность ребенка к школе.Беседа с педагогами и психологами, работающими в детском саду, поможет вам узнать об особенностях вашего ребенка, которые проявляются только в общении и взаимодействии со сверстниками и педагогами.Важно получить следующую информацию:Как ребенок работает на занятиях? Часто ли отвлекается? Точно ли понимает и выполняет задания воспитателя? Замечает и исправляет собственные ошибки? Проявляет активность и самостоятельность или нет? Уверенно и без излишней робости отвечает на вопросы перед группой сверстников? Часто ли, выполняя задания, обращается за помощью? Быстро утомляется или может работать долго? Хорошо ли развита мелкая моторика пальцев рук?
-
Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх?Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся?При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?Если, отвечая на эти вопросы, воспитатели и педагоги дают вашему ребенку положительную характеристику, то можно не сомневаться в психологической готовности малыша к школе. В обратном случае тоже не стоит огорчаться - вам сможет помочь опытный педагог-психолог, который проведет подробную профессиональную диагностику психологической готовности ребенка к школе и даст необходимые рекомендации для родителей и педагогов. Времени еще достаточно, а такие специалисты работают в нашем детском саду.Школьная готовность - это прежде всего мотивационная, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации…»Как считал детский психолог Л.А.Венгер: « Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
-
Роль семьи в подготовке ребенка к школе.1.Всестороннее развитие ребенка дома.2.Психологическая подготовка ребенка к школе в семье.3.Создание социальных условий в семье для подготовки ребенка к школе.Согласно статьи 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь.Детский сад – помощник в воспитании и развитии ребенка, поэтому родители не должны перекладывать всю ответственность за воспитание ребенка на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Влияние родителей на становление поведения у ребенка крайне велико. Можно выделить по крайне мере три основных аспекта такого влияния:Стиль семейного воспитания, который формирует личность ребенка. Д.Баумринд выделила три группы детей, склад характера которых соответствовал определенным типам воспитательных воздействий, практикующихся в семье: - авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;- авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;- снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.
-
Собственное поведение родителей, которое ребенок принимает для себя (сознательно или бессознательно) в качестве примера для подражания.Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных жизненных ситуаций.Естественное желание всех родителей – уберечь ребенка от возможных неприятностей в жизни, но постоянно контролировать каждый шаг ребенка – дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности в жизни. Важно поддерживать и поощрять ребенка.Для того, чтобы поддерживать ребенка, необходимо:1)опираться на сильные стороны ребенка;2)избегать промахов ребенка;3)показывать , что Вы удовлетворены ребенком;4)уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку;5)уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он справиться;6)проводить больше времени с ребенком;7)позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;8)избегать дисциплинарных наказаний и поощрений;9)принимать индивидуальность ребенка;10)проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка.
-
Таким образом, представленные современные подходы к психологической готовности детей к школе, позволяют более обоснованно говорить о том, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим периодом развития, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.