Содержание
-
Модульное обучение как способ активизации познавательной деятельности ученика.
Учитель средней общеобразовательной школы д. Гавриловка Ковернинского района Нижегородской области Миронова Елена Юрьевна. 2008 год.
-
Содержание:
Что такое модуль? Составляющие компоненты модуля. Роль модуля в усвоении материала. Память, возраст и работа с модулем на уроке. Приемы использования модуля на уроке. Результативность модульного обучения.
-
Зачем использовать модуль на уроке?
Задачи современного школьного образования: Повышение качества знаний; Воспитание школьников. Интенсификация обучения; Школьный курс современной биологии позволяет использовать: Авторские программы; Но! Элективные курсы; современные УМК. Все перечисленные новинки объединяет система взаимосвязанных понятий, законов, закономерностей, выраженных в системе освоить которую поможет модуль. Мысль об организации модульной работы и ее роли в обучении не нова, но не теряет своей актуальности!
-
Актуальность использования модуля заключается в том, что:
Реализуется системный подход к планированию и изучению материала, Изложение материала на высоком теоретическом уровне и при этом предоставление каждому ученику возможности для выбора уровня обучения, Возможность повтора одной и той же информации в разной форме, Раннее предъявление требований к конечному результату обучения, Предоставление ученику возможности работать в индивидуальном темпе, Увеличение доли самостоятельной работы по добыванию и осмыслению учебной информации на разных этапах урока, Использование индивидуальной, парной и групповой работы.
-
Какие перспективы открывает перед учеником использование модуля?
Расширяет и качественно обновляет самостоятельную работу ученика; Формирует прочные, осмысленные знания основ изучаемых наук; Учит логично излагать свою точку зрения и обосновывать ее с высокой степенью научности.
-
Составляющие компоненты модуля. Целевой план действий. Как средства обучения: Бланк информации. Методическое руководство по достижению дидактических целей. 2. Как упорядоченная структура: УЭ – 0 - Интегрирующая цепь УЭ – 1 - Подготовкак работе УЭ - 2 - Информация УЭ – 3 – Отработка материала УЭ – 4 – Экспериментальный контроль УЭ – 5 – Итоги урока
-
Память и работа с модулем.
Процесс обучения опирается на память. Тренировка памяти – основное условие активизации мысли и умственного развития. Работа с понятием в модуле – это рефлекторно возникшая временная связь, поддержание которой основано на повторении. Разнообразие форм работы с понятием в модуле – условие успешного овладения им.
-
Возраст и работа с модулем.
Руководствуясь возрастными особенностями учащихся психологи выделяют: Группу 1-4 кл. – свойственно накопление знаний, но не их глубокое осмысление. Группу 5-8 кл. – свойственно наполнение понятий определенным содержанием. Группу 9-11 кл. – осуществляется переход от житейских представлений к научному мышлению.
-
Школа модульного обучения
За основу взяты теоретические работы Т.И. Шамовой и П.И. Третьякова. Анализ этих методик показал, что они очень громоздки. Предложу свои наработки в этой методике.
-
Пример используемого модуля-путеводителя
Тема: Анализаторы. Тема урока: Зрительный анализатор. Строение и функции. Цель: Выявить особенности строения глаза и его функции.
-
Система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение.
Разработка модульной программы, которая имеет комплексную дидактическую цель и совокупность модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели на основе которых выделяются учебные элементы. Для каждого учебного элемента разрабатывается система заданий по получению и контролю знаний.
-
Приемы и способы деятельности ученика, система заданий и контроля, создание учебных элементов. Частная дидактическая цель и построение учебных элементов Интегрирующая дидактическая цель модуля Комплекс ная цель
-
Типы модулей
Познавательные (используются для изучения основ наук) Операционные (формирование и развитие способов деятельности) Смешанные (сочетают первый и второй типы и используются в школе чаще всего)
-
-
Наиболее распространенные приемы, обеспечивающие преемственность знаний в модульном обучении
Включение в повторяемый материал новых фактов, раскрывающих новые взаимосвязи или явления. Постановка перед учеником новых учебно-познавательных задач для решения которых они должны использовать сведения, полученные ранее. Смысловая группировка материала по принципу: известное - неизвестное. Сочетание слова и наглядности.
-
Диагностика результативности внедрения модульной технологии.
Диагностика проводится путем сопоставления с предыдущими результатами с целью выявления величины продвижения в развитии ученика. Диагностика должна быть личностно ориентирована на конкретного ученика. Диагностика выявляет не столько особенности личности, сколько определяет перспективы, доступные ученику.
-
Диагностика комфортности ученика при использовании модульной технологии.
Методика апробирована в 8-а классе. О результативности судить рано, так как посредством модуля изучались отдельные темы. Опрос уч-ся показал, что из 20 опрошенных для 5 чел (25%) эта форма обучения сложна и не всегда понятна, им трудно организовать себя и свое время на уроке так, чтобы все успеть и получить оценку. Для 15 чел (75%) такая форма работы приемлема, позволяет работать самостоятельно, в индивидуальном темпе, в основном все ясно и понятно. 1 чел. (5%) усваивает материал с урока, не нуждается в дополнительном или повторном разборе материала дома. 12 чел (60%) усваивают материал на уроке в большом объеме, но дома уточняют детали
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.