Содержание
-
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Поматериаламкниги БашинскаяТ.В, Пятница Т.В. “Какпревратить«неговорящего» ребенка в болтуна(изопытапреодолениямоторнойалалии)”.
-
Моторная алалия— системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностьюязыковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций
-
КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ
АЛАЛИЯ Сенсорнаяпоражениеречедвигательногоанализатора (центраБрока) Моторнаяпоражениеречеслуховогоанализатора (центраВернике) Афферентнаяотмечаетсякинестетическаяартикуляторнаяапраксия(илиееэлементы).Ребенокзатрудняется в нахожденииотдельныхартикуляций,дляегоречихарактернызаменыартикуляционносхожихзвуков. Ребеноктакженеможетвоспроизвести,повторитьслово, фразу. Правильнаяартикуляция в речизакрепляется с трудом Сенсомоторная Эфферентнаянаблюдаетсякинетическаяартикуля-торнаяапраксия (илиееэлементы). У ребенкастрадаетпереключениеотоднойартикуляции к другой, емутрудновключиться в движение, выполнитьсериюдвижений. В речидетейгрубоискаженаслоговаяструктураслов (приэтомнарушениязвукопроизношенияотходятнавторойплан), могутнаблюдатьсяперсеверации (патологическоенепроизвольноеповторениеодних и техжеэлементовречи).
-
Схемаобследованияребенка с моторнойалалией(4-7лет)
-
Система коррекционного воздействия примоторнойалалии
Моторная алалия — медико-психолого-педагогическая проблема. Коррекционная работа направлена на создание механизмов речевой деятельности: формируется мотив; формируется коммуникативное намерение; осуществляется внутреннее программирование высказывания; выполняется его лексическая развертка; происходит отбор лексико-грамматических средств; реализуется грамматическое структурирование.
-
-
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЧУДО ?
Детскаяпсихикаустроенатакимобразом, чтоприэмоциональномвозбуждении у ребенкаповышаетсядвигательнаяактивность, а усилениедвигательнойактивностивызывает у малышачувстворадости. Основнаяидеяпредлагаемойметодикизаключается в максимальномсовмещениимоментарезкогодвиженияплечевогосустава (размах, бросок) с моментомначаларечи (голосовойреакцией)
-
КАЖДЫЙ «ЗВУК» СОПРОВОЖДАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕМ, КАЖДОЕ ДВИЖЕНИЕ СОПРОВОЖДАЕТСЯ «ЗВУКОМ»
Предлагаемаяметодикаразработана с учетомпсиходинамикидетскоговозраста, предназначенадляработы с детьми, страдающимимоторнойалалией (имеющими I уровеньречевогоразвития), и неразговаривающимидетьми с 3-летнего возраста и соответствуеттремосновнымэтапамкоррекционнойработы.
-
Методикапредставлена в виде 5 последовательныхконцентров, содержащихигровыеупражнения, пальчиковыеигры, ритмодекламации, подвижныеречевыеигры, графическиеупражненияПервыйэтапкоррекционнойработы:1 концентр«ЗВУК»2 концентр «СЛОГ»3 концентр «СЛОВО»Второйэтапкоррекционнойработы:4 концентр «ФРАЗА»5 концентр «СВЯЗНАЯ РЕЧЬ»Третийэтапкоррекционнойработыпредназначендлязакрепленияполученныхнавыковнаболеевысокомречевомуровне
-
ЗвукилиголосоваяреакцияСамыйважныйпериод в работе. Дажееслиребенокпользуется в речифразой, состоящейизслов-корней, начинатьработунеобходимо с первогоэтапа и формироватьвсеречедвигательныенавыки. В периодработынадзвукомнестоиттребоватьотребенкапроизнесенияслов и фраз, достаточно, чтобыбылпроизнесенодингласныйзвук в слове.
-
Слог
Начинаем формировать слоговую структуру слова путем повтора одинаковых звуков и движений.
-
Слово
К этому концентру следует переходить, если спонтанная речь ребенка состоит из развернутой фразы, по слоговой структуре близкой к норме. Знакомим детей с ритмическим рисунком высказывания, рифмой, мелодикой языка. Каждое высказывание произносится нараспев.В конце желательно сделать перерыв на 1-2 месяца, чтобы «проросло» все то, что «сеяли» в течение длительного времени.
-
Фраза
Наиболее важный концентр в психологическом плане. Задача: воспитать у ребенка потребность в правильном звуковом оформлении собственной речи
-
Связная речь
Закрепляются полученные ранее навыки, развиваются понимание речи, грамматический строй языка. Основная задача: научить ребенка помогать себе в трудных речевых ситуациях мимикой жестом, шагами, прыжками, хлопками и другими средствами
-
Концентр «Звук», в зависимости от возможностей каждого ребенка, длится от 1 до 4 месяцев. Все последующие этапы сменяют друг друга после того как ребенок овладеет предложенным речевым материалом. В конце каждого концентра рекомендуются небольшие «каникулы» - 1-2 недели. Во время каникул требования педагога к речи ребенка снижаются. Ребенок играет только в те игры, которые полюбил, говорит так, как может. После таких каникул легко заметить успехи ребенка и определить направления дальнейшей работы.
-
Если следовать авторским рекомендациям, предполагается, что к концу пятого концентра речевое развитие ребенка будет соответствовать III уровню. Далее коррекция речи ведется аналогично работе с детьми с ОНР, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Данная методика разработана специально для помощи детям с моторной алалией, посещающим специальные группы для детей с ТНР. Однако она с успехом может применяться для развития речи детей, не имеющих особенностей речевого развития, начиная с 2 лет.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.