Презентация на тему "Народная педагогика в России до xix века."

Презентация: Народная педагогика в России до xix века.
Включить эффекты
1 из 11
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Народная педагогика в России до xix века."? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 11 слайдов. Также представлены другие презентации по педагогике. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    11
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Народная педагогика в России до xix века.
    Слайд 1

    ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ ДО XIX ВЕКА

    ФОРМИРОВАНИЕ НА РУСИ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПОДГОТОВИЛ(А): СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА №101 ГОР. УССУРИЙСКА М.Ю. ИГНАТОВА

  • Слайд 2

    Зарождение русской педагогики принято относить к периоду Киевской Руси - первого государства восточных славян (IX-XI вв.), когда и начала складываться национальная система воспитания. Но основой ее была многовековая НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа, воспитательный опыт поколений. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ: -исторических и географических условий; -характера трудовой деятельности; -быта; -системы взаимоотношений людей; -традиций, обычаев, обрядов . Воспитание детей происходило в соответствии с необходимостью наследования подрастающим поколением общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. СТАДИИ ДЕТСВА "молодой" (3-6-летнее дитя), "чадо"(7-12-летний ребенок), "отрок" (подросток 12-15 лет). Воспитание рассматривалось как постепенное взросление члена семьи и подготовку ребенка (отрока) ко взрослой жизни.

  • Слайд 3

    ОТНОШЕНИЯ С ДЕТЬМИ В отношениях с детьми родители прибегали не только к ласке, но и к наказаниям за проступки. Причем пока ребенок был мал, его чаще всего не наказывали, а пугали: «Смотри, встретишь лесового …- так говорили загулявшемуся до позднего вечера ребенку. Становился ребенок старше - использовалось наказание. Это могли быть упреки матери, строгое отчитываниеза порчу вещей; порка за неосторожное обращение с огнем. Плачущего, раскаивающегося ребенка старались простить. Доброжелательное, ласковое отношение к детям создавало у них ощущение защищенности. Строго придерживались в семье и правила не наказывать детей трудом, так как труд должен быть сопряжен с радостью, тогда и не будет в тягость. Ребенок был не сторонним наблюдателем поведения взрослых, но вовлекался родителями и обществом в совершение нравственных поступков. Дети усваивали их, ориентируясь на пример родителей, старших братьев и сестер. С самого детства ребенок находился в атмосфере всеобщего порицания безнравственных поступков и приучался к соблюдению норм поведения. Например, про ленность и трудолюбие. «Если сметать со стола рукой, муж будет лысым» «Если холостой много спит, наспит кривоглазую жену».

  • Слайд 4

    ИНСТИТУТЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ СЕМЬЯ. Семья с ее бытом, традиционными взаимоотношениями была для ребенка прообразом своей будущей семьи, она определяла хозяйственные и нравственные устои, была основой социализации. До 3-4 лет мальчики и девочки находились преимущественно под опекой матери. (взрослый – «матерый»). Далее дети посильно подключались ко взрослому труду в соответствии с социальным положением и ролью (профессией). В семьях «обретали профессию» крестьяне и ремесленники. «КОРМИЛЬСТВО» — своеобразная форма домашнего воспитания детей знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. «ДЯДЬКИ». Дети воспитывались у брата матери. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. (Кум-кума, крестные). «МАСТЕРА ГРАМОТЫ» -были главными лицами народного просвещения, обучали грамоте. «ГРИДНИЦЫ» - особые дома для детей дружинников, где они с 12-летнего возраста обучались военному искусству. Девочки по истечении отрочества оставались под присмотром матери, приучаясь к ведению домашнего хозяйства, а мальчики-подростки попадали под опеку отца.

  • Слайд 5

    ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЫТ. Вся культура поведения строилась на принципе почтительного отношения к мужчинам и старшим. Даже изба имела свою половину для мужчин и отдельно - для женщин с детьми(гердерное воспитание). В семье дети не только осваивали свои будущие трудовые и семейные обязанности, овладевая практическими умениями, но и осознавали свои функции в бу­дущей взрослой жизни. Девочка перенимала у матери стиль ее поведения в семье, училась строить свои взаимоотношения с другими членами семьи, признавая безусловный авторитет мужчины - главы семьи. Врожденный инстинкт материнства развивался благодаря учас­тию в воспитании младших. Уже с раннего детства девочка начинала заботиться о своей будущей семейной жизни, готовя себе приданое - пряла, ткала, вышивала. Мальчик также начинал осознавать свою будущую ответственность за семью, включаясь в различного рода трудовую деятельность (по хозяйству, по чину).

  • Слайд 6

    ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . Как только ребенок подрастал, начинал твердо стоять на ногах и по­нимать речь окружающих, он легко и естественно включался в работу. Его не принуждали родители, не заставляли трудиться, а заинтересовывали делом, позволяли делать что-то самому, помогать старшим, ведь известно, что ребенок по природе своей активное существо. Детская жажда подра­жания, активность, пример окружающих были самыми действенными побудителями к труду. Народный опыт воспитания подсказывал взрослым, что делать это надо постепенно, вклю­чая их в игру. Маленькая лопата и грабли были в руках у ребенка, когда он работал вместе со взрослыми; отец часто оставлял для сына маленький клочок земли, где мальчик учился пахать. Девочка училась стряпать вместе с матерью, делая из теста свои лепешки и хлебцы. От игры постепенно переходили к настоящей работе. Включаясь в труд, человек познавал закономерности природных явле­ний, видел их взаимосвязь и взаимозависимость (например, что сеять рожь можно только в определенное время - сезонность, и т.п.). Тонкие наблюдения за окружающим миром, осуществляемые в процессе выполнения различных дел и необходимые для их успешности, способствовали развитию мысли­тельных операций, умению делать выводы из наблюдений, пробуждали проницательность и пытливость.

  • Слайд 7

    ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА ХОРОВОДЫ. Хоровод занимал особое место среди сборищ молодежи (девочки 1-12 лет, мальчики 12-13 лет). Огромна роль хоровода в эстетическом воспитании детей: уже с малых лет они запоминали множество песен и могли исполнять их вместе, овла­девали искусством пляски, сценического перевоплощения. Здесь давался большой простор творчеству и развитию индивидуальности. Готовясь к хороводу, с детских лет усваи­вали, какой должна быть праздничная одежда, девочки сами ее и изготав­ливали, проявляя при этом эстетический вкус и творчество. В песнях, сценках, речитативах обращает на себя внимание особая ме­лодичность речи, наполненность ее своеобразной лексикой; общение. Игры развивали физически, В игре стремились проявить силу, ловкость, выносливость, смекалку, выдумку, находчивость, осо­бенности обычаев, своеобразие языка. Это прекрасное средст­во, способствующее социализации ребенка. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ - благодаря им из поколения в поколение передавались традиции поддер­жания широких родственных связей, опоры на них в хозяйственных, се­мейных делах, традиции гостеприимства и хлебосольства. СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ – Обладают большим педагогическим потенциалом: передача информации, опыта, ценностей, знакомство с культурой, развитие нравственных и эсте­тических установок, их влияние на становление личности. НАПРИМЕР: Усаживая девочку за прялку готовить себе прида­ное, родители таким образом ориентировали ее на будущее замужество, она проникалась осознанием его обязательности и ждала этого момента.

  • Слайд 8

    ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ – ИГРУШКИ. ИГРУШКА была многофункциональной: забава, средство воспитания, праздничный подарок, передача опыта, обучение труду и научение, духовное обогащение. Случайных игрушек не было. По мере взросления они усложнялись: от ярких шумелок, «ходунков» - до «взрослых инструментов». Отношение у крестьян к игрушке было бережным. Их берегли в корзинах, лубяных коробах, в ларчиках.  Мячи, луки - тре­нировали в ребенке меткость и ловкость. Волчки, кубари, жужжалки-рививалитехнические навыки. Погремушки, побрякушки и тарахтушки.  Фурчалки. Волчок (кубарь). Бубен.Аудки, сопелки, рожки, свирели, жалейки.  Куклы. Плясуны (куклы на ниточках) . Инструменты. + ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. Кроме развития ловкости и иных навыков, многие детские игры были небольшими театральными представле­ниями. Например, игра «Репка».

  • Слайд 9

    ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ – ФОЛЬКЛОР. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ — не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. ПЕСТУШКА ( то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев, которым сопровождают действия ребёнка в самом начале своей жизни. Например: «Потягушки». ПОТЕШКА — небольшие стишки и песенки, которые позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры), рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. Например: «Ладушки» СКОРОГОВОРКА— «чистоговорки», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные. Например: «От топота копыт пыль по полю летит. СЧИТАЛКА— небольшой стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам.

  • Слайд 10

    ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ – ФОЛЬКЛОР. СКАЗКИ. БЫЛИНЫ (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки; о героях и богатырях) – увлекают игрой слов(волк - «большой ротище», медведь -«толсты пятицы»); имеют познавательное значение сказок (энциклопедия по географии, ботаники, истории). Сказочные конфликты передают сложные отношения между людьми. Сказки - это художественный способ познания мира, в старину они во многом заменяли детям школу. Например: «Вершки и корешки» - ребенок догадывается, какие части растения можно употреблять в пищу. ПЕСНИ - рассказывают о природе, животных, людях, эмоциональное, слуховое, музыкальное воспитание и т.д. Игровые песни являются особым жанром. Эти песни непосредствен¬но связаны с действием, игрой участников ритуала, они рассказывают о растительном и животном мире природы, на которую, очевидно, таким образом воздействовал древний человек, стремясь получить богатый уро¬жай культурных растений, большой приплод от домашних животных и птиц, стараясь обезопасить себя от зверей и птиц, приносивших вред хозяйству. •Ермак,Ермак, Поспел ли мак? • Всходит! Маки, маки, маковицы Золотые головицы! Станемте мы так, , Спросимте про мак: • Ермак,Ермак, Поспел ли мак? • Цветет!

  • Слайд 11

    ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ – ФОЛЬКЛОР. ЗАГАДКИ - это поэтическое замысловатое описание какого-либо пред­мета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность челове­ка, равно как и с целью раскрыть ему глаза на поэтическую красоту и богатство окружающего мира. Загадка развивает в человеке догадливость, сметливость, сообрази­тельность. Загадка открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, про­заических вещах, предметах и явлениях. Например: Летит, а не птица, воет, а не зверь (жук). ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ – передают опыт наблюдения над миром, жизнью природы, семейными и общественными отношениями людей. Большая часть пословиц обращена к нравственной сути человека: добро, зло, правда, кривда, жалость, сострадание... Народная педагогика так широко представлена в них, дает такие меткие и четкие указания о воспитании детей, что многие из них оказались полезными на все времена. Ребенок что воск: что хочешь, то и слепишь. Умел сына родить, умей и научить. Оттого парень с лошади свалился, что мать криво посадила. Учи, пока поперек лавки лежит, а когда вдоль ляжет, не научишь,         Родительская педагогика веками мудро отбирала наиболее действенныесредства воспитания, используя их повседневно, совершенствовала, внося в них новые элементы, и творчески вновь и вновь перерабатывала известные приемы

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке